Меню
16+

Общественно-информационное издание «Просто газета»

25.07.2012 20:30 Среда
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 29 от 24.07.2012 г.

РАДИ СЧАСТЬЯ ДЕТЕЙ И ВНУКОВ!

Автор: Андрей Казанцев

Николай Минаевич Письмак — житель г.Белогорска за свои боевые заслуги награжден орденами Отечественной войны 1-й степени и Красной Звезды, медалями "За Победу над Германией", " За взятие Кенигсберга", "За отвагу", медалью им.Жукова... На фронте он был сержантом, минометчиком. А в мирное время, с 1953 по 1986-й год работал электриком в локомотивном депо ст. Белогорск. Он по праву и "Ветеран труда". Биография у него простая, но жизнь такая насыщенная!

Непростое время

Семья  Письмак появилась в нашей округе в далеком 1931 году. Глава рода­ — Мина Семенович — был среди строителей новых  цехов тогда еще паровозного депо. Здесь на    складе  топлива и остался трудиться на долгие годы.

Сразу, из недальней деревеньки Климовка (откуда, к слову, Николай) перевез своих домочадцев. И зажили своим хозяйством, обосновались крепко. Сам на работе, а Ефросинья Дорофеевна в хлопотах других — в семье было четверо ребят, которые подрастали, искали в жизни свою дорогу.

Вот и Николай, в 1939-м, едва ему исполнилось пятнадцать, поступил в местное ФЗУ, где и проучился два года. А в марте грозового 1941-го  Николай  Письмак поступил на работу на станцию Белогорск, стрелочником. Работа  только кажется простой! Но было тяжело — все вручную, да немало приходилось по станционному парку каждую смену  проходить...

22 июня 1941 года  началась  Великая Отечественная война!

Многие  уходили в те месяцы на фронт, и оставшиеся, только начинаю­щие свой трудовой путь, заменяли ушедших на войну в сплоченном рабочем строю. Им было всего по 16-17 лет! Но ничего — справлялись! Ответственность была немалая! Ведь и через наш железнодорожный узел все больше прохо­дило на запад воинских составов с боевой техникой, солдатами.

В августе 1942 года в армию призвали и Николая Письмака. Попал он в 113-ю стрелковую бригаду, в часть, которая дислоцировалась на станции Манзовка, в Приморье.

Здесь-то его направили в роту 82-миллиметровых минометов. Солдатскую науку  постигали в учебе, учениях, да так старательно, что их расчет оказался лучшим в большом подразделении. Так всего за 50 секунд они могли подготовить полностью миномет к меткой стрельбе! Но настоящие испытания были еще впереди!

Вскоре поступил приказ, и 1 января 1944 года Николай Письмак и несколько его земляков, оказались в ...Подмосковье, в Орехово-Зуево. Курсы младших командиров продолжались до мая 44-го. До окончания войны оста­вался еще год, но сражения шли безжалостные, кровопролитные.

 

На войне случается разное!

Наши попали под Минск. Бои за освобождение столицы Советской Бело­руссии продолжались долго. Отсюда и потери! В начале попытались по необдуманному приказу «сверху» провести на своем участке разведку боем. В атаку пошли 83 солдата, в общем-то,  новобранцев, не знающих передовую, а в окопы вернулись только 12. А потом враг  их и к болотам прижал...

Но советские войска здесь повсюду были уже готовы к наступлению, форсированию широкой и глубокой реки.

Николай Письмак и еще двое бойцов получили важное и опасное задание.

Им надо было перетянуть на тот берег тяжелую связку из пяти телефонных проводов. Справились! Под покровом ночи! Но напоследок чуть беда не случилась! Наш-то приамурский паренек к воде привычный, по Томи, где говорят два дна, плавал уверенно... А вот их товарищ – Баташов — из Подмосковья подрастерялся, оторвался от плота и чуть не утонул. На помощь сразу же бросился Николай Письмак, схватил бойца за ремень оружия. А тут и командир роты — Глеб Плотников  подоспел. Вытащили друга! А сколько такой взаимовыручки  было еще во многих боях?

Их  подразделение прочесывало лес. С немцами встретились как-то неожиданно, и схватка была быстрой. Так получилось, что у «ротного» в тот момент в автоматном диске не оказалось патронов... А секунды таяли! Благо, что Николай своим огнем "отсек" наседавших фашистов. Тут и офицер выхватил финку, остановил напавшего на него немца.

Вообще, как  сейчас вспоминает Николай Минаевич Письмак, командир роты  был у них замечательный. Воевал с умом, берег своих солдат, за то и уважали его бойцы. Было же тогда Глебу Плотникову, всего лет 25, чуть больше, чем им!

Между прочим, в том лесу наши вскоре обнаружили какой-то немецкий штаб и захватили в плен более 30 гитлеровцев. Среди "языков" как-то оказался и ...чех  из вновь прибывшей к немцам части. Конечно, поговорили с ним по "душам"! Обидно же!

Рядом, на их 2-ом Белорусском фронте отважно воевала отдельная дивизия из чехословацких патриотов, многие из которых раньше участвовали и в "Сопротив­лении", были партизанами!

После  Минска — Могилев, где минометчики тоже себя проявили!

Из того времени Николай Минаевич, почему-то, до сих пор вспоминает ...землянику, которую впервые удалось ему попробовать в затишье между боями.

Нашим было необходимо взять крепость Осовец, где засели немцы. И так получилось, что враги буквально "проспали"  разведку наших, а потому удалось избежать страшных потерь, коварных взрывов скрытых мин...

Крепость взяли быстро, но на долгие месяцы — с августа 1944-го по январь 45-го, здесь советские войска были вынуждены перейти к обороне. Да, война есть война, и случается разное!

Сержант Николай Письмак стал к тому времени командиром пулеметного расчета. 3десь-то он и проявил, казалось бы, незаметную, но такую полез­ную солдатскую смекалку. Выпросил где-то неположенные по "штату" лыжи, чуть укоротил и на них закрепил вовсе нелегкий, да еще с патронными коробками, станковый, легендарный — "Максим"! Удобно, да и быстро получилось идти по маршу!

 

Конец войны и трудовые будни

Увы,3 февраля 45-го Николай Письмак получил тяжелое ранение и на два месяца попал в госпиталь, откуда уже — в запасной полк, после, по счастливому жребию в свою часть,

и как-то уж упросил командиров и  вновь стал минометчиком!

Фронтовые дороги! Польша, Восточная Пруссия... В Кенигсберге, к слову, вступил в партию. В ратной службе Николай был и помощник командира взвода.

На польской земле не только воевали. В те весенне-летние месяцы победного 1945 года в лесах уничтожали скрывающиеся там банды приспешников врагов, еще и убирали... хлеб. Намолотили советские солдаты более ста тонн зерна, что было на полях. Для новой — мирной жизни! Ведь, пожалуй, после 9 мая уже не должно было быть врагов среди них всех — русских, немцев, поляков…

Рассказывая о том, последнем годе Великой Отечественной войны,  ветеран Николай Минаевич говорил, что, нередко, по пути продвижения их дивизии врагов не успевали догонять, так что на их участке фронта как-то не было крупных  наступлений, прорывов. Тем не менее, рисковали бойцы постоянно, стычки, бои происходили  часто! Стреляли они, в них! Война же! Выжили, победили!

Перед ноябрьскими праздниками, тогда же в 1945-м, Николай Письмак и его боевые друзья по приказу оказались в Харьковской области, на Украине. В учебной части они осваивали мирные, рабочие специальности! В том же году наш  земляк стал электромонтажником, и его направили в воинское подразделение  народного комиссариата внутренних дел, которое находилось в мандариновом раю, под городом Сухуми. Их  задействовали на строительстве объектов так называемого "атомного" проекта Советского Союза (по созданию "сверхбомбы"), который лично курировал всесильный тогда Лаврентий Берия.

А потом Николай Письмак и его сослуживцы участвовали в строительст­ве дачи Иосифа Сталина на озере Рица, а также военного завода в Челябинске-40. Такая вот судьба в послевоенные годы! И служба — из «секретных», поэтому и домой —  в Приамурье, пока путь закрыт, так как тогда в нашей стране от самого Иркутска начиналась сплошная пограничная зона.

Только в 1949 году Николай Письмак был демобилизован. И по совету одного офицера поехал в город Глазов, что в Удмуртии, на строительство второй теплоцентрали /ТЭЦ-2/.

Через несколько лет, уже с женой Зоей, Николай Письмак  вернулся на родину, то есть в Куйбышевку-Восточную, так тогда назывался наш Белогорск. И с 1953-го он дежурный электрик в депо.

Обычная рабочая профессия, ответственная, требующая старательности, внимательности, технической подготовки.

Отсюда же, из локомотивного депо ст.Белогорск, в 1986 году он ушел на заслуженный отдых. И к боевым наградам, так же медаль, по праву – «Ветеран труда».

Так получилось, что тогда в победную весну 1945 года, где-то подзатерялись документы на его представление к ордену Красной Звезды. И награду герою вручили только в 1965 году, уже в мирное время.

Род Письмак на нашей земле продолжается. С Зоей Ивановной Николай Минаевич прожил, как говорится, душа в душу более 50 лет. У них  двое детей. Сын Станислав по профессии кинолог и проживает в г.Хабаровске. Дочь Наталья проживает здесь в городе, более 30-ти лет она проработала экипировщицей в локомотивном депо. У ветерана есть внуки и правнуки.

Интересно, что остальные трое братьев Письмак (все они живы, но судьба разбросала их  по разным местам) в свое время выучились, стали большими руководителями.

Солдат Великой Отечественной — Николай Минаевич Письмак защищал свою Родину, народ. Воевал он и за мирную жизнь, счастье своих детей и внуков.

 

(Автор благодарит за помощь в подготовке материалов об участниках ВОВ председателя Совета ветеранов г.Белогорска – А.П. Лада)

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.