Меню
16+

Общественно-информационное издание «Просто газета»

10.12.2014 13:14 Среда
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 48 от 09.12.2014 г.

Кто остановит эксперимент?

Автор: Любитель бани и проруби – Николай Дегтярёв
Источник: "Просто газета" № 48 (280) от 9.12.2014 г.

Целебные свойства горячей воды и пара человек обнаружил в то время, как только научился добывать и использовать огонь. 

Современные археологические раскопки подтверждают тот факт, что уже первобытный человек сооружал на своих стоянках примитивное подобие банной каменки. Около этих груд камней наши древние предки обогревались и изгоняли недуг, устраивая что-то вроде парной. Русский народ испокон веков использовал баню для осуществления ряда лечебных процедур. Киевский князь Владимир уже в конце первого столетия нашей эры своим Уставом передал бани во владение церкви, учитывая важность не только физического, но и духовного здоровья. Пётр I издал Указ, освобождающий хозяев бань от пошлин. В каждом селе была общественная баня, не считая частных. Ссыльные, каторжане и переселенцы первым делом сооружали не церковь, а баню, и это несмотря на то, что весь уклад жизни русского православного народа держался вокруг церкви. О русской бане можно говорить много, её история неразрывно связана с историей государства Российского и неотделима от культуры всех народов России.

 В Советский период, несмотря на разруху, после Гражданской и Великой Отечественный войн, первым делом строили бани. Было очевидно — здоровье прежде всего.

В Белогорске было более десятка общественных бань, не считая производственных. Но с приходом смутного перестроечного времени, когда власть денег и наживы стали довлеть над здравым смыслом, бани, как убыточные объекты стали не нужны властьимущим. Сегодня осталась одна муниципальная баня «Железнодорожная» — работает два дня в неделю и две частных: «Коммунальная» — три дня и «Сельмаш» — четыре дня обслуживающие население города, которое насчитывает более 65 000 человек.

Ещё не так давно все бани города имели по одному–два выходных дня, и в Советское время были достаточно заполняемы клиентами, ввиду низкой стоимости помывки. В последние годы увеличение стоимости банного билета и снижение жизненного уровня населения сильно сократило количество клиентов бань. Белогорским городским Советом народных депутатов для малоимущих слоёв населения и жителей, не имеющих горячей воды, ввели льготные талоны, что естественным образом увеличило число посетителей бани. Но чуть ли не с каждым годом количество «льготников» стали сокращать, и, наконец, от руководителя бани поступило предложение вообще ликвидировать талонную систему. Но депутаты эту идею не поддержали. Тогда она пошла другим путём – в моечных отделениях (женском и мужском) убрала по одной лейке. Мотивируя плохой наполняемостью бани, в пятницу сделала этот день выходным. Теперь, после такой миминизации, желающим оздоровиться парком приходится сидеть в больших очередях и неласковыми словами вспоминать нынешнюю власть города.

С декабря применён другой «рычаг воздействия» на непокорных любителей пара – очередное увеличение стоимости помывки до 170 рублей. Эксперимент по ликвидации банной системы в Белогорске продолжается…

РУССКАЯ БАНЯ

Кто не был в бане – не поймёт,

Кто в ней не парился, не мылся.

Здесь на душе растает лёд:

Как будто заново родился!

 

Сам дух радушия по бане

Струится, словно слабый свет.

Ты не увидишь это в ванне,

В которой мылся много лет.

 

Парилка – чудо! В самом деле

Всё дело в чистоте души!

Тебя болячки одолели?

Их после бани не ищи!

 

Да, в бане главное — парилка,

Где веник ходит по спине.

И не нужна тебе бутылка,

Когда с парком наедине.

Пусть уши в трубку завернулись,

А развернуться не хотят.

Из черпака ещё плеснули,

Ещё подбросить норовят!

 

Лишь остаётся загорланить

Шальную песню про мороз.

И по бокам побарабанить

Дубовым веником – до слёз.

 

Дубовый веник, дух берёзы

Лесной создали аромат.

Перемешались пот и слёзы,

Но почему-то каждый рад.

 

Его дубасят — он смеётся,

И жизнь приятна, хороша.

После парилки обольёшься

Водой холодной, не спеша.

 

А лучше, коль в мороз трескучий

Пройтись по снегу босиком.

И с головою в снег колючий

Нырнуть, как в прорубь — голышом!

 

Потом чаёк из трав пахучих,

С медком душистым из тайги!

Парок идёт от плеч могучих,

И сердце рвётся из груди.

 

Домой идёшь, и от мороза

Играет кровь, поёт душа!

И снова жизнь — цветёт, как роза!

Дела и глупости верша.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.