Меню
16+

Общественно-информационное издание «Просто газета»

22.07.2014 11:39 Вторник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 28 от 22.07.2014 г.

ТРИ БРАТА

Автор: Владимир Мухачев

Сергей, Валерий и Евгений Духовные (слева направо)

В последнее время в газетах, на телевидении, в Интернете всё чаще и чаще говорят о семейственности на предприятиях и в организациях, включая в смысл этого слова сарказм и негативное отношение.  Но как-то совсем на второй-третий  план ушло такое доброе и по-настоящему рабочее слово – династия…

Именно своими рабочими династиями всегда славилась железная дорога. И сегодня мне захотелось написать о трёх братьях Духовных – Евгении, Валерии и Сергее, которые всю свою жизнь отдали Белогорской дистанции сигнализации и связи, которую все железнодорожники называли просто ШЧ-10.

Старший — Евгений

Первым в дистанцию связи пришёл работать старший из братьев – Евгений. Девятнадцатилетнего паренька приняли на работу в цех СЦБ станции Белогорск-2 в июне 1959 года. Первая его должность – электромонтер устройств полуавтоматической блокировки.

Шли годы. Молодой парнишка становился всё опытнее, с интересом и неимоверным усердием изучал всю обслуживаемую технику. А тут ещё подоспела мощная модернизация всех устройств на Забайкальской магистрали – автоматическая блокировка, электрическая централизация станции. И во всём этом Евгений принимал участие. Приходилось работать не только руками, но и головой – что-то на ходу придумывать, переделывать, заниматься рационализацией. В течение всего времени, пока проводилась грандиозная модернизация станции Белогорск-2, он стал одним из самых грамотных специалистов не только в дистанции, но и на Забайкальской магистрали. Его заметили, оценили. Неоднократно его отмечали Грамотами и благодарностями. Как итог – именные часы от министра путей сообщения, а вскоре после этого Евгению Николаевичу Духовному было присвоено самое высокое звание в системе МПС знак "Почётному железнодорожнику".

Руководство Белогорской дистанции сигнализации и связи, оценив технические знания, навыки и чисто человеческие качества Евгения Николаевича доверило ему руководство цехом. Он стал старшим электромехаником цеха СЦБ Белогорск-2.

Это новая и очень трудная и ответственная веха в трудовой жизни Евгения Духовного. Большой коллектив требовал ежедневного участия в жизни каждого. Электромонтеры и электромеханики нуждались в индивидуальном подходе к каждому, и Евгений Николаевич всегда находил нужное слово, помогал делом, воспитывал, поощрял, избавлялся от нерадивых и ленивых. Короче говоря, был настоящим руководителем. При этом он всегда требовал от вышестоящего руководства, чтобы в цеху всегда были схемы, инструменты, запасные части, приборы и оборудование. Он буквально "выбивал" всё это для устойчивой и бесперебойной работы вверенного ему участка. Именно поэтому его цех постоянно занимал самые высокие места в социалистическом соревновании цехов дистанции. А это уже и дополнительный заработок для всех членов коллектива в виде премий.

Евгений Николаевич всегда был наставником молодёжи – и когда сам был ещё молод, и все последующие годы. Он очень тесно сотрудничал с Техническим училищем № 12, где готовились специалисты устройств СЦБ. И долгие годы для самых лучших учащихся была учреждена стипендия имени Евгения Духовного. Так что, он ещё и материально поддерживал студентов, которые впоследствии становились работниками ШЧ-10.

Сейчас Евгений Николаевич на заслуженном отдыхе. Но не сидит, сложа руки. Как и прежде, всегда в движении, в общении. Он постоянный запевала в любой компании. Короче говоря, прекраснейшей души человек!

 

Средний — Валерий

В 1969 году, после службы в армии и недолгого периода работы в Авиамастерских, в Белогорскую дистанцию сигнализации и связи пришёл работать Валерий Духовный. Его направили также на станцию Белогорск-2, где он изучил все азы устройств централизации и блокировки. А впоследствии стал электромехаником механизированной горки. На этом ответственном участке работы Валерий Николаевич стал истинным специалистом своего дела. Тем более, что и на его период работы выпало счастье участвовать в полномасштабной модернизации устройств горки роспуска и сортировки вагонов. В то время на станции Белогорск-2 устанавливалась новейшая по тем временам система ПАЧИС, которая позволяла автоматически тормозить вагоны, катящиеся с горки роспуска. При этом больше не требовалась работа башмачников, что увеличивало безопасность нахождения людей на путях в зоне роспуска. Но вместе с тем, добавилось очень много работы электромеханикам механизированной горки – это не только постовые устройства, но еще и два уровня напольных устройств ПАЧИС, а также компрессорная станция. Круглосуточная работа новых устройств требовала такого же к ним отношения и обслуживания. Поэтому иногда приходилось приезжать на ремонт или регулировку даже ночью или в выходные дни.

Скромный, отзывчивый, весёлый и энергичный человек, он всегда пользовался заслуженным авторитетом у коллег, которым всегда помогал не только советом, но и делом. К тому же звание "Лучший по профессии на Забайкальской железной дороге" обязывало ко многому. Он неоднократно поощрялся руководством дистанции, был награждён именными часами министра путей сообщения и, как и старший брат, получил знак "Почётному железнодорожнику".

В 2002 году Валерий Николаевич ушел на заслуженный отдых. Но по-прежнему был полон сил, энергии, энтузиазма. Участвовал в общественной жизни предприятия, занимался спортом.

К сожалению, в 2007 году он ушёл из жизни. Но память родных, друзей, коллег всегда будет хранить этого прекраснейшей души человека.

 

Младший — Сергей

В 1970 году после окончания Технического училища №12 в ШЧ-10 пришёл работать младший из трех братьев Сергей. Именно в этом году в ТУ-12 был первый выпуск группы электромонтёров поездной и станционной радиосвязи. Поэтому, в отличие от старших братьев, Сергей стал радистом и был принят на работу в цех радиосвязи на станцию Белогорск-2.

От природы смекалистый, с выдумкой, он быстро освоил практические навыки обслуживания и ремонта всех видов радиосвязи, что были на станции. Причём, это ещё была пора паровозов, на которых стояли громоздкие ящики с радиостанциями ЖР-5. И в мороз, и в жару приходилось обслуживать и ремонтировать их. А установлены они были на площадке, рядом с парогенератором. Но трудности никогда не пугали Сергея. Ведь в 70-годы как раз на ст. Белогорск-2 шло укрупнение парка А и строительство парка Б. Не было в те времена специальной техники для копки ям и установки опор парковой громкоговорящей связи. Поэтому ребята всё делали вручную. Но вся работа выполнялась весело и споро. Благо, что Сергей по жизни очень веселый и заводной человек, и поэтому своей энергией он заражал всех. И дело спорилось.

Проработав около десяти лет в радиосвязи и изучив все тонкости и премудрости этой профессии, он по настойчивому предложению руководства дистанции перешёл в цех ПОНАБ, который только организовывался. Это совсем новое дело для железной дороги и для Сергея лично, очень заинтересовало его. Ведь эти новейшие устройства располагались в отдельных будках на перегонах между станциями и автоматически, на ходу поезда, выявляли нагретые буксы в вагонных тележках, что могло привести к крушению поезда, и, передавая информацию в рельсовую цепь, останавливала поезд, переводя сигнал проходного светофора на запрещающий.

Много лет отдал этому любимому делу Сергей Николаевич, неоднократно поощрялся руководством дистанции, был признан "Лучшим по профессии на Свободненском отделении Забайкальской железной дороги".

Но многие помнят Сергея Николаевича как активного участника художественной самодеятельности. Он пел в хоре Белогорской дистанции связи, а в конце 70-х годов был солистом вокально-инструментального ансамбля, что был в дистанции под руководством Николая Прокаева. А сколько песен спето и перепето было на просторах подшефных колхозов, куда каждый год выезжали работники дистанции для помощи селу. И без таких, как Сергей и Евгений Духовные, просто никак. Они всегда были заводилами в любой компании, а Сергей всегда в первых рядах.

Последние 13 лет перед пенсией, Сергей Николаевич проработал в вагонном депо ст. Белогорск, где о нём никто и никогда не слышал плохого слова.

Сейчас он на заслуженном отдыхе, но, как и всегда, полон сил, энергии, энтузиазма. Занимается дачей, по-прежнему душа любой компании. Добрый, душевный, благожелательный, веселый, зажигательный человек. Просто — душа общества.

 

Послесловие

Вот такая судьба у трех братьев, которые отдали всю жизнь любимому делу, железной дороге. И ведь у кого не спроси в нынешней Белогорской дистанции сигнализации и блокировки, помнят этих парней. Да, именно парнями – крепкими, жизнерадостными и уверенными в себе остались в памяти тех, кто сейчас работает, братья Духовные.

Да и как их забудешь, если и сейчас в ШЧ-10 есть ещё один член этой семьи. На станции Благовещенск-Порт трудится электромехаником устройств СЦБ сын Сергея Николаевича Александр. И о нём и у руководства, и у коллег только хорошие отзывы. Отец им очень годится, говорит – продолжатель дела Духовных в дистанции. Династия продолжается…

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.