Меню
16+

Общественно-информационная газета «Просто газета»

21.06.2019 16:15 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 24 от 18.06.2019 г.

Встреча челюскинцев в Бочкарёво

Автор: Валентин голубе, краевед
Источник: "Просто газета" № 24(506) от 11.06.2019 г.

В июне 2019 года исполнилось 85 лет челюскинской эпопеи. Этот материал о митинге в Белогорске при проезде героев-челюскинцев через наш город

В 1929 году геологическая партия открыла на Чукотке крупнейшее в мире месторождение олова и других ценнейших металлов — спутников оловянной руды. Спускался как-то раз один геолог по склону сопки и присел отдохнуть. Снял рюкзак, закурил папироску, потом рассеянно глянул вниз и увидел рядом с каблуками своих сапог продолговатые камешки дымчато-серого цвета. Где-то он уже видел такую породу! Подумал немного и вспомнил: в студенческие годы в геологическом музее университета. Но быть того не может! Касситерит! Оловянный камень! И где?! На Богом забытой Чукотке! Чтобы проверить предположение, лаборатория не нужна, достаточно положить кусок минерала на плоский камень и развести вокруг небольшой костерок. Если это действительно касситерит, через несколько минут кусочек горной породы станет лужицей жидкого олова. Так оно и случилось. Два года месторождение изучалось. А в начале 33-го года Совнарком принял скоропалительное решение: построить в конце того же года на Чукотке шахту, обогатительную фабрику и социалистический поселок. Страна должна иметь собственное олово, а заодно и другие редкие металлы!

Для перевозки грузов было решено использовать два больших океанских парохода, заказанных ранее в Дании. В июле 33-го года оба корабля прибыли в Мурманск и встали под погрузку. «Челюскин» просто грузился, а на «Пижме» происходила реконструкция: плотники превращали корабельные трюмы в плавучую тюрьму для двух тысяч заключенных. Забегая вперед, скажем: оловянный рудник «Депутатский» и поселок с тем же названием были построены только в 37-м году. В 1990 году рабочий поселок Депутатский насчитывал 6 тысяч жителей, а летом 1996 года он прекратил свое существование, то есть был оставлен людьми. Добывать оловянную руду на краю света, да еще за Полярным кругом, оказалось в несколько раз дороже, чем покупать готовое олово в Малайзии.

Подготовка к экспедиции проходила в невероятной спешке, работали днем и ночью и все-таки уложились только за четыре месяца. Вот почему «Челюскин» и «Пижма» вышли в море лишь 5 декабря.

Корабельные трюмы «Пижмы» не были ни холодными, ни мрачными, как поется в известной колымской песне. Паровое отопление работало бесперебойно, а электрический свет горел круглые сутки. На трехэтажных нарах в невероятной тесноте сосуществовали уголовники и политические.

Наступило утро 13 февраля 1934 года. Полярная ночь была уже позади. В положенное время из-за горизонта выкатилось солнце и повисло над самыми торосами замерзшего моря. На «Челюскине» погасили огни, на палубу высыпал народ, матери вывели закутанных детей. После полярной ночи нет зрелища более волнующего, чем восход солнца. А тем временем «Челюскин» медленно скользил по узкому проходу между двумя ледяными полями. Ни прямо по курсу, ни за кормой парохода свободной воды видно не было.

Ледяные поля упрямо двигались навстречу друг другу, и никакая сила не могла помешать этому движению. «Челюскин» оказался в смертельной ловушке. Пройдут всего лишь сутки, и весь мир узнает о трагедии в Чукотском море.

Почему в Чукотском? Да потому что задание партии было уже почти выполнено. Осталось проплыть каких-нибудь 300 километров до чукотского поселка Певек с большой и надежной бухтой, но именно эти километры так и остались не пройденными. Спустя 50 лет челюскинцы будут вспоминать, словно это было вчера, как ожило корабельное радио и хриплым голосом капитана Воронина произнесло: «Всем на лед! Мы тонем!» Тонкая стальная обшивка корабля в этот момент лопалась под напором льдин, точно была сделана из бумаги.

Люди успели высадиться на льдину, построили себе из льда домики и стали ждать помощи. А где же была земля? Не так уже далеко, всего в 170 км. Там бродили стада оленей, там жили в своих дымных чумах чукчи. Как долго продлится ледовый плен «Пижмы»? Над этим вопросом ломали себе голову все обитатели парохода, от заключенного до капитана, и неизменно приходили к одному выводу: раньше середины июля открытая вода в этих краях не появится, а это значит — судно с места не сдвинется. Каменного угля и продовольствия было достаточно.

Уже через два дня после крушения судна в Москве была образована специальная комиссия по спасательной операции. В спасении принимали участие 16 самолётов и 7 лучших полярных лётчиков: Ляпидевский, Леваневский, Каманин, Молоков, Доронин, Водопьянов, Слепнёв.

Из Владивостока на спасение был направлен пароход «Смоленск» и дополнительно пароход «Свет», из Петропавловска Камчатского — пароход «Сталинград».

Совместными усилиями лётчиков и моряков все 104 человека, два месяца проведшие в условиях полярной зимы на льдине, были спасены. Приняв на борт полярников, доставленных самолётами в бухту Провидения и бухту Лаврентия, пароход «Смоленск» направился во Владивосток.

85 лет тому назад город Александровск мгновенно облетела взволновавшая всех жителей новость – через их станцию проследует пассажирский поезд из Владивостока, в котором едут герои челюскинской эпопеи. Весь город был взволнован, как же, ведь едут герои освоения Северного морского пути, о которых так много говорило московское радио и местная печать.

С раннего утра 11 июня 1934 года станция Бочкарёво приняло торжественно-праздничный вид, украсившись красными флагами и транспарантами.

К 3 часам дня стройными колоннами, одетые по-праздничному, горожане начали стекаться к вокзалу. К моменту подхода поезда улицы у вокзала были сплошь заполненными людьми.

У входа в вокзал была поставленная украшенная цветами трибуна. От трибуны к поезду, через перрон, был разостлан ковёр, осыпанный цветами.

На вокзале, в ожидании прибытия поезда, был выстроен почётный караул из красноармейцев воинского гарнизона. Недалеко от него был поставлен духовой оркестр в 150 человек. Напротив трибуны стояли ударники предприятий Александровска, депо Бочкарёво, электростанции, колхозники и лучшие ударники предприятий г. Благовещенска «Лензолота», «Металлиста», «Искры» и других.

Ровно в 4 часа раздались гудки паровозов, депо, электростанции. Медленно подошёл поезд с челюскинцами. Оркестр грянул торжественный марш. Из вагона вышли зам. начальника экспедиции тов. Бобров, лётчики Каманин и Слепнёв, секретарь парткома тов. Додонов. Они приняли рапорт начальника гарнизона. Затем состоялся получасовой митинг, открытый председателем Горсовета тов. Страшко. От имени частей гарнизона гостей приветствовал тов. Руденко.

Зам. начальника экспедиции т. Бобров, Герой Советского Союза т. Каманин благодарят за тёплую встречу. На трибуне: герои Советского Союза Каманин и Слепнёв, представители отважных челюскинцев, секретарь Амурского Обкома ВКП(б) Иванов, председатель Облисполкома Василевич, секретарь Александровского Райкома партии Васильев, представители организаций Александровского района

Громкими криками «ура» встретила масса трудящихся города появление на трибуне героев-челюскинцев. В воздух полетели цветы, а в голубом, покрытом перистыми облаками небе пророкотали моторы стальных птиц – самолётов.

Митинг начался с выступления Страшко. Конец его речи «Да здравствуют отважные челюскинцы и герои-лётчики!» потонул в громком «ура». В это время девять аэропланов пролетели низко над трибунами, бросая листовки в ликующую толпу.

Слово взял т. Бобров:

- Разрешите приветствовать и поблагодарить вас всех за то, что вы оказали нам большое внимание. Задача, которую поставили перед нами партия и правительство, мы, челюскинцы, заверяем вас, в ближайшие годы будет разрешена. Трудности мы преодолеем и северно-морской путь освоим. Наши действия нам приписывают, как героизм, но мы считаем, что мы делали только то, что должны делать все честные советские люди. Мы воспитаны нашей великой партией под руководством Ленинского ЦК и мудрого вождя т. Сталина, и не могли поступить иначе. Да здравствует тов. Сталин!

Звуки Интернационала слились с громкими криками «ура».

У микрофона Герой Советского Союза т. Каманин. Он среднего роста. Коренастый. Его звонкий голос чётко передают громкоговорители. Трудящиеся Александровского внимательно его слушают.

- Пробиваясь на своих аэропланах далеко на север, через хребты, пургу и облачность, мы были уверены в своей победе… И сейчас мы празднуем и победу наших заводов, нашей техники, и оборонной мощи нашей великой страны.

И снова грянул оркестр, понеслось «ура». А высоко в небе десятки стальных птиц показывали в это время высшие достижения советского пилотажа: перевороты через крыло, штопор, подобно ракете устремлялись ввысь.

Наконец, митинг окончился. На перрон устремляются рабочие-ударники, знатные люди колхозов, красноармейцы, пионеры и школьники. Все взоры обращены к поезду. Раздалось два звонка. И под звуки марша, сирен и гудков, поезд, сопровождаемый воздушной флотилией, медленно отошёл на запад. В окнах вагонов видны были улыбающиеся челюскинцы, которые приветливо махали руками.

В Амурской области поезд с челюскинцами останавливался на митинги в Архаре, в Завитой, в Бочкарёво и в Рухлово (Сковородино). И всюду встречал самое радушное приветствие от амурчан.

После этого митинга в Александровске организуется артель им Челюскина, которая долго возглавляла лёгкую промышленность в городе.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.