Меню
16+

Общественно-информационное издание «Просто газета»

25.09.2012 20:03 Вторник
Категории (2):
Теги (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 38 от 25.09.2012 г.

ЮНЫЙ ПАТРИОТ ИЗ БЕЛОГОРСКА

Источник: "Просто газета" № 38 (167) от 25.09.2012

В 1972 году в одном из номеров газеты «Амурская правда» была напечатана статья научного сотрудника Центрального архива Министерства обороны РФ или СССР В. Романкевича о мальчике из Белогорска, совершившим подвиг на войне — Жане Длусском. На эту статью откликнулся главный агроном колхоза «Герой труда» Белогорского района Н. Гудов, который хорошо знал юного героя. Н.Гудов в 1940 – 1945 годах служил в дивизионе бронепоездов, располагавшемся в Белогорске и других станциях железной дороги.

«Перед моими глазами встаёт в памяти небольшой паренёк лет 11-12 по имени Жан. Тогда, после гражданской войны в Испании, многие офицеры, исполнявшие там свой интернациональный долг, часто давали своим детям иностранные имена. Так, видимо, и сделал его отец, служивший на бронепоезде, который стоял в Белогорске. Жан мало играл со своими сверстниками, а больше вращался среди солдат бронепоезда. Надо было видеть огонь зависти в глазах мальчика, когда он смотрел, как воины бронепоезда исполняли упражнения на турнике или брусьях, прыгали через  козла и коня. Жан тоже потянулся к спортивным снарядам и при помощи солдат многому научился» — вспоминает ветеран войны Н.Гудов.

   Его отец, капитан Длусский Владимир Францевич был заместителем командира бронепоезда по технической части. В мае 1941 года Жану исполнилось 11 лет. Он перешёл в четвёртый класс. Впереди было лето, каникулы. Счастливая пора! Но вдруг грянула война. Жан сразу решил, что его место на фронте. У него возник план – поехать в Смоленскую область, где жила его бабушка, и увезти её на Дальний Восток. Своим планом он поделился с мамой. Она испугалась и всё рассказала отцу. Отец стал убеждать Жана, что его опасения напрасны, враг до Смоленска не дойдёт, что вскоре Красная Армия разобьёт агрессора, а Смоленск никогда не будет отдан врагу. Он говорил так потому, что свято верил в то, что в бой ещё не вступили главные силы. Серьёзного значения он не придал мечте мальчика. Между тем, он сильно ошибся в недооценке поведения сына.

   Жан же тайно организовал группу из своих одноклассников, учеников 4-го класса. Они решили уехать в Смоленскую область и вступить там в партизанский отряд, чтобы бить фашистов. Всё было тщательно продумано, но в последний момент группа распалась, и Жан, прихватил у матери 100 рублей и оставив записку: «Мама и папа, до свидания. Поехал выручать бабушку. Деньги верну, зря транжирить их не буду» — тайком отправился на вокзал. На станции как раз стоял поезд Владивосток — Москва. Незаметно прошмыгнув в один из вагонов, мальчик пристроился в уголке. Поезд вскоре тронулся… В Иркутске Жан пересел на воинский состав, который шёл на фронт. Командирам он объяснил, что он – сирота и едет к бабушке в Смоленск. Ему поверили и пригрели в одном из вагонов. Эшелон шёл с большой скоростью, делая небольшие остановки на станциях. Через неделю состав приблизился к Москве, обошёл её и стал разгружаться. О мальчике, который прибился по дороге, сообщили командиру эшелона. Тот принял решение: пусть мальчик Ваня (как тот сам себя назвал) будет пока при штабе в качестве воспитанника полка. Так Жан стал сыном полка. Он с радостью выполнял различные поручения и мечтал о серьёзных делах.

   В конце  ноября 1941 года, когда потребовались срочные сведения о противнике, располагавшемся в районе деревни Новосёлка, штаб решил послать в разведку Жана. Мальчик  под видом местного жителя мог без особых подозрений проникнуть в деревню и собрать необходимые сведения.

   Одевшись в крестьянскую одежду, Жан тронулся в путь. Миновав  боевое охранение, а затем и нейтральную полосу, Жан углубился в расположение противника. И вдруг из-за кустов раздался окрик «Хальт!» и тут же раздалась автоматная очередь. К нему подскочил немецкий солдат и замахнулся автоматом.

Очнулся Жан в тесной крестьянской избе, набитой немецкими офицерами и солдатами. Его начали допрашивать, но он молчал. Тогда его начали бить. Но он продолжал молчать. Тогда немцы забросили его в подпол. Жан, чувствуя сильное жжение в верхней части грудной клетки, понял, что он ранен. Осмотревшись по сторонам, он заметил в правом углу ход под половицами. Он пополз по нему и неожиданно оказался на заднем дворе. Выждав, когда часовой пошёл в другую сторону, он вылез из подпола и через огород побежал к недалёкому лесу. Там, перелезая через ограду, потревожил рану и потерял сознание. Его подобрала хозяйка соседского двора и спрятала в своём доме.

   О том, как Жан ходил в разведку, как попал в руки гитлеровцев, рассказывает документ, хранящийся в архиве Министерства Обороны. В наградном листе на юного разведчика Длусского Жана Владимировича, 1930 года рождения, русского, учащегося, в Красной Армии с октября 1941 года, домашний адрес: Амурская область, станция Куйбышевка-Восточная, ул. им. Маяковского, д.2, кв.8 говорится:

   «Преодолев большой путь от Дальнего Востока до линии фронта, Длусский  пристроился к танковой части, где комиссаром был тов. Коршунов, и вместе с частью ушел на фронт. 11-летний Жан по заданию командования танковой части идёт в разведку в деревню Новосёлки для выявления огневых средств и противотанковой обороны противника. Пробираясь в расположение противника, юный разведчик наткнулся на вражеский секрет, был ранен и доставлен в немецкий штаб. После долгих расспросов и издевательств немцы, не добившись от него ничего, бросили истекавшего кровью мальчика в погреб, откуда он ночью бежал и до прихода Красной Армии прятался у местных жителей деревни Новосёлки».

   В деревне Жан находился более полумесяца. Когда же в декабре 1941 года началось контрнаступление войск Западного фронта под Москвой, 18-го декабря части 194-ой стрелковой дивизии выбили гитлеровцев из деревни. В дом, в котором скрывался юный разведчик, зашли советские воины. От хозяйки они узнали подробности о мальчишке и забрали его с собой.

   Полк с боями продвигался на запад, дошёл до города Юхнова. Жан всё время просился в разведку, но командир полка не разрешал, так как рана его окончательно не зажила. Тогда Жан тайком убегал на огневые позиции или на передний наблюдательный пункт, откуда следил за боем. И каждый раз бойцы приводили его обратно, обещая взять его туда, где шёл бой, как только заживёт рана.

   В наградном листе, отправленном в  штаб Западного фронта 25 февраля 1942 года, командование полка ходатайствовало о награждении Жана правительственной наградой: «…За проявленные храбрость и героизм, за исключительную любовь к Родине, юный патриот заслуживает правительственной награды».

   29 марта 1942 года приказом командующего Западным фронтом юный разведчик был награждён медалью «За отвагу».

   Жан продолжал служить в стрелковом полку. Вскоре он сильно затосковал по дому, по своим родителям. Он завидовал солдатам, которые получали из дома письма и отвечали на них.

   Жан решил написать письмо домой. И хотя далеко был его дом и его родители, он всё же надеялся получить ответ от мамы. Он раздобыл чистый листок бумаги и карандаш. Найдя укромное место, он принялся писать письмо. Исписав листок, он сложил его в солдатский треугольник и надписал адрес.

   Прошло два дня. Жана неожиданно вызвали в штаб полка.

   — Ну, как, «сирота», воюется? О маме с папой не скучаешь? – спросил его начальник штаба, держа в руках его, Жана, письмо. – Хорошо написал. Трогательно, — продолжил начальник штаба. – И  твои родители его, конечно, получат, но с небольшой нашей припиской.

   Взглянув на потупившегося Жана, добавил:

   — Конечно, нехорошо обманывать старших, но на первый раз мы тебя прощаем. Ты – честный солдат. А к письму мы вот что добавим: тебя представили к награде – медали «За отвагу». Заслужил. И ещё: вот эту маленькую вещицу мы тебе дарим сегодня. Это – именной пистолет. Самый настоящий. К нему – обойма с патронами и подтверждающий документ. Медаль получишь в Москве. Там решается вопрос о твоей военной службе. Туда мы поедем вместе. Сколько тебе времени надо на сборы?

Жан поднёс руку к виску и ответил:

   — Солдату собраться – быстрее, чем подпоясаться.

В штабе офицеры жали Жану руку. В тот же день Жан поехал в Москву. В Кремле сам всесоюзный староста М.И.Калинин вручил ему медаль. Там же было принято решение отправить его на бронепоезд, где служил его отец, капитан  В.Ф.Длусский. Жана повезла домой сотрудница ЦК ВЛКСМ.

   Вскоре Жан оказался дома.

«Вот так неожиданно  закончился «поход» нашего  младшего однополчанина, — вспоминал Н.Гудов. – Снова он оказался среди нас. Всё такой же непоседа, очень любознательный, смышлёный  и озорной. Мальчишкой был, им и остался. И всё же это был уже другой для нас человек, которым мы все гордились. И имели на это право. Мы считали его своим воспитанником. Вся обстановка в подразделении, где мы проходили службу, строгий порядок в нём, напряжённая воинская служба, всё это формировало не только наш характер, но и влияло на мальчика».

   Жители города в военные годы часто видели на улицах маленького солдата в аккуратной тёмно-синей форме, в начищенных  сапогах, в пилотке со звездой, с портупеей через плечо и кобурой с пистолетом, пристёгнутой к ремню. Но самое главное – на его груди сверкала медаль «За отвагу», которой даже у офицеров не было.

    В сентябре 1942 года  Жан пошёл в 4-ый класс.

   Жан проучился в школе до окончания 7 классов, а потом  бронепоезд был расформирован, и семья Длусских уехала на Смоленщину. Там и потерялся след Жана – юного патриота из Белогорска.

Валентин Голубев,

краевед

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.