Меню
16+

Общественно-информационное издание «Просто газета»

12.02.2019 17:48 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 6 от 12.02.2019 г.

Ищу сослуживцев брата

Источник: "Просто газета" № 6(488) от 12.02.2019 г.

Этому пожелтевшему, сложенному в несколько раз тетрадному листочку без малого сорок лет.

Аккуратным мальчишеским почерком на нём написано знаменитое есенинское стихотворение, ставшее для гвардии младшего сержанта Владимира Лагодыря пророческим:

«Не жалею, не зову, не плачу.

Всё пройдет, как с белых яблонь дым.

Ожиданьем золота охваченный,

Я не буду больше молодым…».

- Это стихотворение мы нашли в Вовином пиджаке,- рассказывает сестра Владимира Валентина Сергеевна. – Не сразу. Позже, лет через пять. Долго хранили его одежду, а потом решили отдать родственникам. Он ведь у нас очень следил за модой, и вещи у него все были хорошие.

Спрятанное в кармане стихотворение сразило их мать Екатерину Ивановну наповал. Она долго не могла прийти в себя. Послание примерила к сыну, и разглядела в есенинских строчках сыновье предчувствие. Потом родственники не раз вспомнят связанные с Владимиром случаи, на которые раньше не обращали внимание.

Обычная по всем меркам семья. Здесь ценились трудолюбие и честность. Родители – ветераны труда, Ударники коммунистического труда, Победители социалистического соревнования. В доме был достаток, но цену деньгам знали. Трое детей. Владимир последний, поздний, а потому любимый. Его проблемами родители всегда интересовались и всячески помогали сыну развиваться. Выписанные для него подшивки журнала «Вокруг света», и приобретённые сборники «Кругозор» и большая коллекция пластинок хранятся в этом доме до сих пор.

Музыкой Володя увлекался с детства. И не только слушал полюбившиеся мелодии, но и собирал информацию о музыкальных группах. Занимался спортом, любил читать, коллекционировал марки, был членом Всероссийского общества автолюбителей. Немногословный и начитанный, он пользовался авторитетом среди сверстников. В свободненском техникуме железнодорожного транспорта его ещё «на картошке» выбрали старостой группы.

- Он был очень активным. Едва исполнилось 14 лет, вступил в комсомол,- вспоминает Валентина Сергеевна. – Эту дату 23 февраля 1979 года написал на кончике пионерского галстука. Отдавая его матери, сказал: «Спрячь, он ещё пригодится». Словно чувствовал что-то. Кто из нас в 14 лет галстуки оставлял?

Сегодня пионерский галстук Владимира Лагодыря хранится в музее его родной школы № 17, носящей его имя. И это не единственная вещь героя, которую в Белогорске бережно сохраняют. Часть хранится в городском музее, другая остаётся в семье. Фотографии, письма, поздравительные открытки, октябрятский и комсомольский значки, железнодорожный галстук, шахматы, военные лычки с пушечками. И награды. Их вручили родителям Владимира Сергею Федоровичу и Екатерине Ивановне. Орден Красной Звезды, медаль «Воину-интернационалисту от благодарного афганского народа», нагрудный знак «Воину-интернационалисту». Новенькие, ни разу не надетые награды…

«Проходя службу на территории Демократической республики Афганистан, ваш сын с честью и достоинством выполнил свой интернациональный и патриотический долг. За мужество и отвагу, организованность и дисциплину, проявленные при выполнении боевых задач, он неоднократно поощрялся командованием части». Это строчки из письма командира воинской части 71176, где проходил службу Владимир Лагодырь.

О своём брате Валентина Сергеевна может рассказывать часами. Она старше его на 10 лет и про Владимира знает много. В семье Лагодырей Владимир – гордость и боль одновременно. Чего больше – сказать трудно. Мечтавший стать авиаконструктором обычный белогорский парень погиб 19 июня 1984 года в далёком Афганистане.

В газете «Красная звезда» от 2 октября 1984 года командир миномётного расчёта гвардии младший сержант Юрий Карев рассказал о последних минутах жизни нашего земляка.

«Мы шли по крутой дороге над каньоном. Разведку вели гвардии сержанты Владимир Лагодырь, Дмитрий Кошельник, Алишер Дихканов и рядовой Александр Панкратов. Вышли к мостику через горную речку. Осторожно двинулись к противоположному берегу. Душманы открыли огонь, когда разведчики были на середине моста. Валуны, за которыми можно укрыться, рядом, но как к ним пробиться? Застонал, обливаясь кровью, гвардии сержант Лагодырь».

Бережно хранит Валентина Сергеевна всё, что связано с её братом. Есть среди аккуратно собранных материалов заметка из газеты «Биробиджанская звезда» за 1988 год, где армейский друг Сергей Рогалёв вспоминает Владимира:

«Ребята в подразделении подобрались мировые. И в бою друг друга поддерживали, И последний глоток бесценной воды делили без сожаления. Особенно сдружился Серега с Володей Лагодырём. Может потому, что был он из Белогорска… Почти земляк. Встретились они ещё в «учебке». И потом около года прослужили вместе. Правда, в разных подразделениях.

В тот день Володя забежал к Сереге буквально на минуту. Поговорили, а утром Серега узнал, что Лагодырь, его добрый товарищ, «почти земляк», в упор расстрелян бандитами».

Кем мог стать Володя Лагодырь, не прервись его жизнь в самом расцвете? Валентина Сергеевна уверена, что он был бы успешным в этой жизни. Он умел и любил учиться. И эта его тяга к знаниям никогда не оставалась незамеченной. Перечитывая его письма, Валентина Сергеевна убеждается в своём мнении каждый раз.

В армии он попал в артиллерийское подразделение учебной части Мулино в Горьковской области. И в своём первом письме домой написал:

«Здравствуйте, родные! Ну вот я уже и солдат. Попал в артиллерийское подразделение. Принял присягу. Хожу в наряд, изучаю свою технику, учимся работать на прицеле. Мне объявили благодарность перед подразделением. Назначили командиром отделения и предложили поступать в военное артиллерийское училище. Но я решил после окончания службы поступать в политехнический институт в Комсомольске-на-Амуре. Сейчас у нас идут боевые стрельбы. Стреляю из двух систем пушек МЛ-20 и М-46».

Из учебной части он вышел младшим сержантом, командиром миномётного расчёта. Потом была служба в Узбекистане, а 10 октября 1983 года он улетел в Кандагар. Служил в Баграме, в пятидесяти километрах от Кабула. Охранял Баграмский аэропорт, помогал местным жителям, освобождал дорогу к водным источникам, ходил в разведку.

За 35 лет с момента гибели память о младшем сержанте Владимире Лагодыре не растворилась в потоке времени. Его помнят в Белогорском и Амурском краеведческих музеях, Свободненском железнодорожном техникуме. Имя погибшего в Афганистане белогорца занесено на мемориальную доску Почёта памятника воинам-интернационалистам и в областную книгу Памяти. На фасаде школы № 17 в его честь установлена мемориальная доска.

- Володя был хорошим солдатом, — говорит Валентина Сергеевна. — Ему ведь предлагали поступать в военное училище или служить в почётном карауле возле Вечного огня в Москве. Но в обоих случаях он отказался. Я очень хочу найти тех, с кем он служил. Мы ведь совсем немного знаем об этом периоде его жизни. Только то, что он нам сам написал, да то, что прочитали в газетах. А ведь всегда много остаётся за газетной строкой. Может, те, кто с ним служил, прочитают эту статью и откликнутся. Мы знаем лишь несколько имён его сослуживцев. Это Владимир Истомин, Сергей Рогалев, Николай Лисюк, Юрий Сорочан, Юрий Карев, Аламдар Сулейманов, Дмитрий Кошельник, Алишер Дехканов. Но ведь есть и другие, имён которых мы не знаем. Буду рада любой информации о моём брате младшем сержанте Владимире Лагодыре.

Ольга Капштык

Фото и семейного архива Валентины Лагодырь

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.