Меню
16+

Общественно-информационное издание «Просто газета»

09.04.2013 22:48 Вторник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 14 от 09.04.2013 г.

СТРАТЕГИЮ ЗАЗЕМЛИЛИ…

Автор: С.И. Поносова
Депутат городского Совета, Председатель местного отделения партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в городе Белогорске

Тихо, без объяснения причин, без особых обсуждений ушла в никуда прежняя мечта руководителей города о строительстве многих заводов и фабрик на территории города и пришла новая – стратегия социально – экономического развития Белогорска на период до 2030 года. Депутаты ее утвердили. Кто доживет, могут проверить результаты.

АВТОРА!!!!!!!!!!!!!! Так хочется начать. Все дело в том, что само слово «стратегия» претендует на авторство и означает «искусство управления». Государственную стратегию разрабатывают научные институты, ученые разного профиля, специалисты. Предложенный на рассмотрение депутатов документ, рекомендован  главой города в виде изменений в бывшую  стратегию, которая, судя по предложениям, не сработала в полном объеме в 2009 – 2012 годах. Но это еще не говорит об авторстве.  Кому принадлежит  идея формирования «спального города», вместо промышленного Белогорска?

Кому потребовалось заменить основные приоритеты развития города, направленные на повышение уровня и качества жизни населения на приоритеты Концепции долгосрочного развития всей России и нашего Дальневосточного региона? Очередная мода?

Действительно, 2 апреля 2013 года в Якутске прошло заседание  Правительства РФ,  и Д. А. Медведев утвердил программу развития Дальнего Востока и Байкальского края на период до 2013 года. Она готовилась несколько лет. Логика ее создания базируется на максимальном использовании тех естественных преимуществ, которыми обладает Дальневосточный регион. К завершению программы подтолкнули динамично развивающиеся рынки Азиатско-Тихоокеанского региона, прежде всего, Китая. Отсюда выстраивались основные приоритеты программы и направления. Их оказалось четыре.

Я их перечислю, потому что мы, как бы условно, свои «доморощенные» и понятные нам приоритеты поменяли на научные.

 Вот как они звучат.  Первое – это опережающее развитие транспортной и энергетической инфраструктуры. Второе – это создание условий для реализации для начала порядка 15-20 крупных комплексных инвестиционных проектов с длительными сроками окупаемости с перспективой формирования на их основе новых центров развития. Третье – это формирование конкурентоспособного  рынка  на территории Дальнего Востока и Байкальского региона. Четвертое – развитие человеческого капитала, человеческого потенциала в регионе на основе создания комфортных условий для жизни граждан, развития современных образовательных и научных центров.

Звучит красиво и правильно, кто осмелится сказать, что это не так? Но мы-то где в этих направлениях и приоритетах? На своем веку я читаю уже не первую программу развития Дальнего Востока. Похвастать тем, что вижу успехи развития города, связанные с этими программами, не могу. Остается только верить, что нам, что-то достанется с «барского плеча».  Поэтому стоило ли менять нам понятное выражение «уровень и качество жизни» на другое, научное?

Тем более, что в изменениях, внесенных главой города, научностью и не пахнет. Есть долгосрочный план по строительству детских садов, школ, жилья, дорог, реконструкции действующих объектов. Ничего заумного и ничего нового. Все это очень нужно городу. Полет фантазии  остался только в разделе «Развитие промышленной сферы». Улучшить  и расширить свой бизнес пожелал ИП Мельниченко С.В. Он в 2013 – 2016 годах планирует строительство и модернизацию 4 предприятий и вложить в это более 1 миллиарда рублей. ООО «Агротехнология» и ЗАО «Приморсксоя» будут продолжать свою деятельность на территории города. Первый  планирует строительство комбикормового завода, второй – организацию масложиркомбината.  А вот Министерство экономического развития Амурской области продолжает верить в то, что к 2017 году появится инженерная инфраструктура особой экономической зоны промышленно-производственного типа «Белогорск». И планы у Министерства на более чем 3 миллиарда рублей. Но, увы и ах, в который раз.

 

Рынок по строительству жилья до 2030 года планируется отдать полностью частным инвесторам. А вот реконструкцию системы водоснабжения и очистки, а также  теплотрасс,  котельной в микрорайоне «Южный» администрация города оставила себе. Понятно, что частный инвестор не захочет возиться с сетями. Ему нужна чистая прибыль от продажи квартир в построенном жилье. Вот тут — чисто по-белогорски.

Что и говорить — добротно скроенный план под названием «Перечень инвестиционных проектов г. Белогорска на период до 2030 года». И он мне понравился, я за него проголосовала на заседании горсовета 28 марта 2013 года. На другое, я думаю, пока наша администрация не способна.

 И если вернуться к слову «стратегия», то таким планом управлять совсем не сложно. Были бы деньги. А вот что на выходе?    

Давайте рассуждать. Согласно статистическим данным, приложенным к плану, ожидается следующий результат. В Белогорске должно проживать 75 тыс. человек к 2030 году. Это уровень 1993 года. За 17 лет город по численности должен увеличиться на 7 тыс. человек или по 411 в год. Число работающих должно вырасти до 25 тыс. человек, а безработных сократиться до  400 чел.   Реально ли это, если сегодня идет убыль населения, а не прирост, и даже на 2015 год планируются отрицательные цифры? Производство с дополнительной рабочей силой не планируется. Значит, что-то другое. В плане есть ответ на этот вопрос – это строительство нового микрорайона «Новый». Хотя и не расшифровывается, для кого и зачем нужен новый микрорайон, можно легко догадаться. Газовики заходят на территорию Амурской области со своими мощностями, и городу отведена роль так называемого спального района, где эти люди будут проживать. С одной стороны — это хорошо. А с другой, как же  наши завалюхи?  Они когда-нибудь закончат свое существование? К сожалению, ответа на этот вопрос я не нашла. Это опять осталось за чертой приоритетов. А здесь интересы тысяч белогорцев. Безусловно, что-то планируется. Но где и когда, знают, очевидно, только в администрации.

И еще остается чувство досады, что город остается торговым и спальным для крупного производства. Хотя есть мировой опыт, когда такие города развиваются быстрее и лучше, чем промышленные. Вот это и есть стратегия. Каким быть городу.

 

К 2030 году планируется довести количество детских садов до 28. Больше, чем было в 1993 году на три единицы. Посещать их будут 4432 ребенка. В среднем по 158 человек в каждом саду. За 17 лет число детей, посещающих детские сады, увеличится только на 842 человека, или ежегодно по 50 человек. Ещё  в 2009 году статистика выдала информацию, что в городе 65,1 процента ребятишек от общего их количества охвачено дошкольными учреждениями. А в 2030 тогда сколько? Не придется ли следующим мэрам «раздавать», «терять» детские сады, как выразился при открытии садика «Дельфин» глава Белогорска, упрекнув бывших глав в нерачительности.  Кто просчитал, с учетом уже сегодняшней демографической ситуации в стране, рост детского населения в Белогорске?  Даже Президент РФ  В.В. Путин предостерегает от такого наскока в решении вопросов строительства детских садов, потому что к 2030 году вступят в репродуктивный возраст те, кто родился в 2000 – 2005 году. А в эти годы рождаемость была низкой и высокой смертность детского населения.

Как-то из поля зрения выпала вся медицина. Понятно, что она теперь не муниципальная. Но частный медицинский бизнес в городе имеет место быть. Что ждет нас к 2030 году? Будет ли в Белогорске перинатальный центр? Пока в стратегическом плане медицинское обслуживание населения отсутствует.

 

И, пожалуй, самое главное. За счет, каких источников это «громадье» будем исполнять? Все, что заложено в план, будет ежегодно раскладываться в  программы. Безусловно, за годы появится много дополнительных «идей». Поэтому программа должна  четко совпадать с возможностями бюджета и строго исполняться до последней копейки. Только тогда мы можем подумать о конечном результате.

На мой взгляд, именно такая постановка задачи является «ахиллесовой пятой» администрации. Совсем не на пустом месте я делаю этот вывод. 2012 год оказался очень показательным в этом плане. Например,  кредиторская задолженность за 2012 год по целевым программам муниципального комитета образования составила 8 миллионов 163 тыс. рублей.  Из них на 1441,6 тыс. руб. не выполнена подпрограмма «Обеспечение безопасности образовательных учреждений»; на 1078,7 тыс. руб. – подпрограмма «Ремонт зданий образовательных учреждений, сооружений, благоустройство прилегающей территории» и т.д.

 

На 671 тыс. руб. не выполнена городская целевая программа «Создание условий для развития малого и среднего бизнеса в г.Белогорске на 2011-2015 годы».  Выстраивать стратегию взаимоотношений с предпринимателями города не менее важно, чем исполнять саму программу. До 12 процентов собственных доходов местного бюджета вносят предприниматели города. В связи с этим, настораживает фраза из доклада  зама по экономике  администрации города, что в 2012 году «планируемое анкетирование субъектов малого и среднего бизнеса не было проведено по причине отсутствия у предпринимателей ЖЕЛАНИЯ в нем участвовать». Для справки: на 01.01.2013 года число индивидуальных предпринимателей составляло 1911 человек.

 

Целевые показатели, приложенные к новой стратегии развития, на мой взгляд, требуют доработки. Прогноз будущей жизни белогорцев, как всегда, радужный. Экономистам хочется верить в это. А как быть всем остальным, кто не вписывается в эту статистику? Трудно поверить в то, что среднемесячная  заработная плата работников организаций (белогорских!, рост которых не планируется) составит к 2030 году 70 тыс. руб. Что, к этому периоду победим и коррупцию и правонарушения, снизив их  более чем в 2 раза?  Что молодежи в городе будет больше, чем пенсионеров? Пока  прирост числа пенсионеров вдвое   превышает рост числа детей. Да и количество трудоспособного населения снижается.

Это вот  проблемы города насущные. Неправильно, невыверенно построенная стратегия развития может «убить» город. В 90-х годах мне приходилось участвовать в семинарах и деловых играх по развитию городов со шведскими учеными. Сценарий развития города Белогорска закладывался до 2010 года. И мне очень жаль, что деловая игра подтвердила худший сценарий развития.

На заседания городского Совета при рассмотрении вопросов экономики и бюджета  я задаю вопросы и пытаюсь обратить внимание специалистов администрации на отдельные моменты. Это не всегда воспринимается как помощь со стороны, скорее, как противостояние. И напрасно.

Правота моих замечаний много раз уже подтверждена жизнью, т.е. практикой.

Сегодня я настойчиво прошу обратить внимание руководства города на «игру жизни в долг». «А что тут такого, вся Россия живет в долг» — был ответ главы города на мои замечания. Приравнять себя ко всей России, как говорит молодежь, «прикольно». Но за спиной главы города 68 тысяч человек, и это уже не прикольно.  Дефицит бюджета, доведенный до суммы в 152 млн. рублей, муниципальные займы могут разорить город, а не развить. Планы на то, что помощь из бюджетов других уровней будет всегда такой, самый рискованный вариант. Россия-то ведь тоже живет в долг! А свои, белогорские источники дохода, уже на пределе.

Вот именно такие риски, прямо сказать, рукотворные, могут сорвать все планы и стратегические, и сегодняшние.

 

Депутат городского Совета,

Председатель местного отделения партии

СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в городе Белогорске

 

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.