Меню
16+

Общественно-информационное издание «Просто газета»

17.11.2015 17:30 Вторник
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 45 от 17.11.2015 г.

Дань памяти достойному человеку. Анна Уласовец

Автор: Николай Веретенников
журналист референт государственной гражданской службы 1 кл
Источник: "Просто газета" № 45(327) от 17.11.2015 г.

22 ноября 2015 исполняется 50 лет со дня присвоения почетного звания «Заслуженный работник культуры РСФСР» режиссеру народного театра г. Белогорска Анне Игнатьевне Уласовец.

В народный театр клуба имени Дзержинского она пришла 15 июля 1959 года, в день его основания и стала бессменным руководителем  народного театра на долгие годы. 
В репертуаре театре была — и классика, и значительные остроконфликтные произведения драматургии. Свыше 500 спектаклей было поставлено артистами театра во главе с А.И.Уласовец.  Наибольший успех выпал на долю таких спектаклей, как «Любовь Яровая» К.Тренева, одноактные пьесы А.Чехова:  «Медведь», «Юбилей», «Предложение». В конце 70-х годов театру присвоили звание «Народный». 

Она прожила долгую театральную жизнь. Позже театру было присвоено имя Анны Игнатьевны Уласовец.

 


…И был спектакль!

Господи, сколько воды утекло! Самому не верится…

Я нарисую-напишу эскиз. Пропущу его через разбуженную, не сильно потершуюся и размытую за десятилетия свою память. Через юношеские годы, которые самозабвенно прожиты в безнадежно далеком времени по имени Белогорск.

Насколько помню, никто не был завзятым театралом – где ж такому быть в провинциальном городе. Не буду скромным и скажу, что в одном из приморских городов я, будучи десятиклассником, сыграл принца в знаменитой «Золушке». И зазвал в спектакль друзей, знакомых, которые обрели коллектив и потом удивительным образом продолжали театр… в жизни, на улице и в квартирах играли мушкетеров, кардинала, миледи... Уже без меня.

Зачем этот просцениум? Потому что в Белогорске повторилось то, что получил в городе угольщиков. Повторилось в новой ипостаси. Не помню, ЧТО меня надоумило прийти в клуб им. Дзержинского. Может, позвала сладкая память о первой сцене? По неведомым мне причинам состав народного театра в тот год почти весь поменялся. Подтянулись новенькие. И сразу(!) сложился интересный, приятный для меня коллектив, а его молодежный костяк стал дружным и вне театральных стен. Витя Жуков, Сережа Гудков, Таня Кутузова… Всех по фамилии уже не вспомню, тем более, на вторых ролях артисты менялись. Дни рождения, свадьбы… Тогда мы были молодыми. В поисках самовыражения.

С пьесы В.Розова « В добрый час» и начался новый мой театр.

Почему-то долго вспоминались два пирожка, кем-то опрометчиво принесенных себе на ужин. Ведь нередко спешили на репетицию с работы, не заходя домой. Мы нашли нож и поделили кондитерские изделия, кажется, на семь частей – столько людей было задействовано в тот вечер. По-моему, мы спешили в нашу маняще притягательную, заветную комнату на втором этаже для ненасытного радостного общения, сдобренного шутками, хохмами. Мы скучали по встречам, действу, названному спектаклем: ведь творчество – это всегда рождение чудесной новизны. Жили с удовольствием. Отчего-то душевно. Он был только нашим – наш камерный мирок, о коем не догадывались люди с улицы, зрители. А если бы не Анна Игнатьевна?

И сейчас, работая над этим материалом, пытаюсь понять, что за потаенный магнит хранился в той клубной комнате. И не могу осознать, в чем же магнетизм самой Анны Игнатьевны. Вот не знаю и все! Даже через десятилетия невдомек: чем подкупила, приворожила, увлекла (других слов и искать не буду!) эта женщина меня? Знаю одно: в Уласовец чем-то повторилась та режиссер из моей ранней юности. Надо же, какие судьбинные спирали!

Лучшее театральное время – розовская пьеса. Другое в личной жизни не столь памятно. Или я и поныне идеализирую ту юношескую пору? Хотя… У меня была замечательная работа в редакции местной газеты – литсотрудник промышленного отдела, затем заведующий отделом писем. Может, сей факт будет интересен нынешним моим коллегам и тем белогорцам, с кем свела меня журналистская стезя в 70-80-е годы.

Было хорошо с ней, с режиссером. Любопытно (что дальше? как дальше?). Загадочно (непонятная режиссер, непонятая). Непостижимо (что еще можно? что еще сделать на благо?). Влекуще (надо идти, знать, уметь, стремиться, а влекомая сила вне юношеского сознания). Влюбленность в творческого созидателя. Немного – вторая мать. Немного – учитель. Личность без искусственности, без «макияжа», но от природы. Скромна, проста в общении, благожелательна. Художническая щедрость. Строгость присутствовала, но не страшная. Журила – и было стыдно. Ласково подтрунивала. Не помню, чтобы выходила из себя, злилась. Не прихотлива в быту (бывали у нее в гостях, на улице, прилегающей к парку). Сколько ж она курила! Но вот удивительно: никого это не смущало. И в том ее имидж был?

Не помню распределения ролей – кажется, все само собой сложилось. Первые читки. Роль младшего сына озвучиваю вдохновенно, увлеченно. Анна Игнатьевна внимательно слушает, наверное, пытается уловить, осознать, ЧТО я такое делаю. Тактично и немного поправляет, подсказывает. Самодовольно убеждаюсь, что я на верном пути. Начались разводки, и мне стало понятно, какой бездарно-фальшивый, хоть и самодеятельный, я артист. Не трудился над образом. Не будет он понятен, интересен зрителю. Стало не по себе. Даже мучительно. В смятении и с трудом избавлялся от первоначальной трактовки героя (самозабвенно играл самого себя?). Режиссер выравнивала эту противную неправильность игры.

С ней было легко. Было интересно.

И был потом областной смотр народных театров в Благовещенске, в новом Дворце молодежи. Понятны наши волнения. Сдается мне, что больше всех волновалась за свое детище А.И. Уласовец. Может, потому и забыла она на сцене текст, и у нас выпала одна картина. Едва ли это заметили члены жюри, потому что как-то гармонично спектакль покатился далее. Вот же, вспомнилось и такое! Кстати сказать, на роль матери приходили женщины, но что-то не получалось, и Анна Игнатьевна, спасая коллективный труд, взялась за эту роль, хотя я понимал: ей трудно. О полученной награде областного управления культуры уже не помню.

Позже, будучи взрослым, я полтора(!) раза смотрел фильм по пьесе Розова. НЕ впечатлил! Не потому что режиссура иная, не потому, что ревниво отнесся к киноленте. Наверное, потому, что тот не НАШ Розов, не наш и не нами выстраданный, НАШИМ режиссером отрепетированный и много раз на разных сценах поставленный.

Покинул Амурскую область, и в другом, очень большом городе делал попытки войти в театральные коллективы. Нет, там было не ТАК, как в Белогорске, очень быстро понимал: здесь не МОЕ. Потом узнал, что в нашем народном приступили к поразительной пьесе А. Володина "Пять вечеров". Такие серьезные популярные пьесы советских драматургов брала мастер А.И.Уласовец! Да и театр начинался, как известно, с «Вассы Железновой». Не боялась она за себя и за самодеятельных артистов. Не боялась и верила, наверное. Жизнь театральная продолжалась, но то была уже другая волна. Не моя.

С Татьяной Кутузовой мы в «Одноклассниках» после многих-многих лет молчания. И стержень почти всех посланий – театр. Татьяна, скромная и обаятельная участница всех театральных действ, настолько окрасила живым языком и великолепной памятью ту, белогорскую, нашу жизнь, что я, как романтик, вновь прочувствовал ее. Мажорные воспоминания всяческих интересных, приятных мелочей. Вот как бывает в жизни! Недавно узнал, что некоторые старые (по возрасту и сценическому стажу) театралы-приверженцы разных лет общаются в соцсетях. Нужно ли искать-припоминать иные доводы для определения значимости удивительной женщины и хорошего режиссера? Впрочем, это за пределами моей компетенции.

Клуб им. Дзержинского. Народный театр. Как заметная духовная веха в моей жизни.

Скрытая нота радости: это было! У меня было такое замечательное время из пережитого…

И эти неприхотливые, беспристрастные, не амбициозные заметки – еще одна дань памяти достойному и удивительному человеку, с кем свела судьба, который оставил счастливый след в ней. И бесспорно серьезный след в культуре Белогорска.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.