Меню
16+

Общественно-информационное издание «Просто газета»

17.03.2017 14:50 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 12 от 28.03.2017 г.

Внимание, торговые сети!

фото: kazanfirst.ru

Разьяснения Амурского УФАС об изменениях в ФЗ "О торговле". Условия договоров поставки и иных договоров, регулируемых Законом, должны быть приведены в соответствие.

Федеральным законом от 03.07.2016 № 273-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – Закон № 273-ФЗ) внесены изменения в Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон «О торговле»).

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона № 273-ФЗ указанный закон вступил в силу с 15.07.2016.

Статьей 3 Закона № 273-ФЗ были предусмотрены переходные положения, в соответствии с которыми условия договоров поставки и иных договоров, регулируемых Законом «О торговле» должны быть приведены в соответствие с Законом «О торговле» (в редакции Закона № 273-ФЗ) до 1 января 2017 года.

 

ОСНОВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ:

1. Статья 1 Закона «О торговле» дополнена частью 6, предусматривающей, что установленные главой 3 Закона «О торговле» антимонопольные правила, требования запреты на действия (бездействие) хозяйствующих субъектов также распространяются на  действия (бездействие) лиц, входящих с ними в группу лиц в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»).

Таким образом, антимонопольный орган может признавать нарушение антимонопольного законодательства в соответствии с главой 3 Закона «О торговле» в отношении действий хозяйствующих субъектов в составе их группы лиц.

2. В Законе «О торговле» дано новое понятие торговой сети.

Торговая сеть – совокупность двух и более торговых объектов, которые принадлежат на законном основании хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам, входящим в одну группу лиц в соответствии с Законом «О защите конкуренции», или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации.

Ранее понятие торговой сети предполагало совокупность двух и более торговых объектов, которые находятся под общим управлением, или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации.

3. В части 1 статьи 9 Закона «О торговле» предусмотрено, что хозяйствующий субъект, осуществляющий торговую деятельность посредством организации торговой сети, обязан обеспечивать хозяйствующему субъекту, осуществляющему поставки продовольственных товаров, доступ к информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров и о существенных условиях такого договора путем размещения соответствующей информации на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Таким образом, предоставление доступа к информации о порядке отбора контрагентов и о существенных условиях договоров поставки возможно только путем размещения информации на сайте хозяйствующего субъекта в сети «Интернет».

4. В новой редакции Закона «О торговле» определено понятие услуг по продвижению товаров, к которым относятся услуги, оказываемые хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, в целях продвижения продовольственных товаров, в том числе путем рекламирования продовольственных товаров, осуществления их специальной выкладки, исследования потребительского спроса, подготовки отчетности, содержащей информацию о таких товарах, либо осуществления иной деятельности, направленной на продвижение продовольственных товаров.

Таким образом, перечень таких услуг является открытым и к иным подобным услугам могут быть отнесены услуги, сходные по своей сути с услугами по подготовке товара, обработке, упаковке этих товаров, услугам по продвижению товаров, в том числе путем рекламирования продовольственных товаров, осуществления их специальной выкладки, исследования потребительского спроса, подготовки отчетности, содержащей информацию о таких товарах, либо осуществления иной деятельности, направленной на продвижение продовольственных товаров.

5. Частью 4 статьи 9 Закона «О торговле» предусмотрено, что совокупный размер вознаграждения, выплачиваемого хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением им у хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, определенного количества продовольственных товаров, и платы за оказание услуг по продвижению товаров, логистических услуг, услуг по подготовке, обработке, упаковке этих товаров, иных подобных услуг не может превышать пять процентов от цены приобретенных продовольственных товаров. При расчете указанного совокупного размера не учитывается сумма налога на добавленную стоимость, предъявляемая хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, к оплате хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением данных товаров, а в отношении подакцизных продовольственных товаров не учитывается также сумма акциза, исчисленная в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Так, вознаграждение может быть включено в договор поставки и может исчисляться в процентах от цены приобретенных продовольственных товаров.

Согласно части 12 статьи 9 «Закона о торговле» включение хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, и (или) хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, в договор поставки продовольственных товаров условий о совершении хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, в отношении поставленных продовольственных товаров действий, связанных с оказанием услуг по продвижению товаров, услуг по подготовке, обработке, упаковке этих товаров, иных подобных услуг, либо исполнение (реализация) такого договора в соответствующей части не допускается. Таким образом, плата за оказание услуг может быть включена в договор возмездного оказания услуг и определяется не в процентном выражении, а в фиксированной стоимости.

Так, в случае, если каждая конкретная услуга по продвижению товаров, логистическая услуга, услуга по подготовке, обработке, упаковке этих товаров, иная подобная услуга, оказываемые торговой сетью поставщикам в целях продвижения поставляемых продовольственных товаров (далее — услуги по продвижению товаров), являются идентичными для всех поставщиков, то есть имеют одинаковое содержание и объем действий, при оказании разным поставщикам услуги по продвижению товаров торговая сеть будет нести равные затраты. Установление торговой сетью цены договора оказания услуг по продвижению товаров в процентах от товарооборота (объема приобретенных торговой сетью у поставщика продовольственных товаров в денежном выражении за определенный период времени) будет приводить к установлению различных цен на одну и ту же услугу для разных поставщиков торговой сети и будет рассматриваться антимонопольным органом в качестве нарушения пункта 1 части 1 статьи 13 «Закона о торговле».

Совокупная сумма всех выплат по вознаграждению за приобретение определенного количества продовольственных товаров и по плате за оказание услуг по продвижению этих товаров, логистических услуг, услуг по подготовке, обработке, упаковке этих товаров не должна превышать 5% от цены приобретенных продовольственных товаров.

6. Расширение статьи 9 «Закона о торговле».

Закон № 273-ФЗ дополнил частью 13 статью 9 «Закона о торговле», в соответствии с которой хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, запрещается:

1) взимание платы либо внесение платы за право поставок продовольственных товаров в функционирующие или открываемые торговые объекты;

2) взимание платы либо внесение платы за изменение ассортимента продовольственных товаров;

3) возмещение расходов в связи с утратой или повреждением продовольственных товаров после перехода права собственности на такие товары, за исключением случаев, если утрата или повреждение произошли по вине хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки таких товаров;

4) возмещение расходов, не связанных с исполнением договора поставки продовольственных товаров и последующей продажей конкретной партии таких товаров.

При установлении антимонопольным органом нарушений запретов, поименованных в части 13 статьи 9 «Закона о торговле», антимонопольный орган возбуждает дело об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ без проведения расследования по делу о нарушении антимонопольного законодательства.

7. Законом № 273-ФЗ уточнены антимонопольные требования, предусмотренные статьей 13 Закона «О торговле». Внесенные в этой части изменения предполагают установление четких требований к участникам рынка и направлены на борьбу со складывающейся негативной практикой создания дискриминационных условий. Следует отметить, что данные изменения направлены на приведение норм, устанавливающих антимонопольные правила в сфере торговой деятельности, в соответствие с правовыми основами и принципами антимонопольного регулирования в Российской Федерации.

8. С целью обеспечения реализации и применения требований Закона «О торговле» статьями 14.40 — 14.42 КоАП предусмотрена ответственность за нарушение антимонопольных правил и требований, установленных законом, при осуществлении торговой деятельности.

Законом № 273-ФЗ внесены изменения в диспозиции соответствующих статей КоАП РФ, которыми предусмотрены запреты и административная ответственность не только за включение запрещенных условий в положения договоров, но и за исполнение (реализацию) таких условий.

Основаниями для привлечения лиц к административной ответственности по статьям 14.40 — 14.42 КоАП РФ являются нарушения:

- при осуществлении хозяйствующими субъектами торговой деятельности антимонопольных правил (статья 14.40),

- требований по предоставлению информации об условиях заключения договора поставки продовольственных товаров (статья 14.41),

- требований к условиям заключения договора поставки продовольственных товаров (статья 14.42), установленных Законом «О торговле».

Дела об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена статьей 14.40 КоАП РФ, возбуждаются с момента вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

За совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 14.41 и 14.42 КоАП РФ, дело об административном правонарушении возбуждается немедленно после получения должностным лицом достаточных данных, свидетельствующих о совершении административного правонарушения в сфере законодательства о торговле (без проведения расследования по делу о нарушении антимонопольного законодательства).

 

Важно! В соответствии с протоколом заседания Правительственной комиссии по мониторингу и оперативному реагированию на изменение конъюнктуры продовольственных рынков от 21.12.2016 № 3 под председательством заместителя председателя Правительства Российской Федерации А.В. Дворковича ФАС России с февраля 2017 года проводит масштабную проверку торговых сетей на всей территории Российской Федерации.

Амурское УФАС России, как и другие территориальные органы ФАС России проводит проверку торговых сетей на предмет соответствия требованиям антимонопольного законодательства и Закона «О торговле». Основной целью проведения проверочных мероприятий будет анализ применения торговыми сетями положений закона № 273-ФЗ на практике.

В рамках проведения проверки управлением проводятся следующие мероприятия:

- устанавливается  перечень хозяйствующих субъектов, входящих в группу лиц, осуществляющих деятельность на рынке услуг розничной торговли продовольственными товарами на территории Амурской области;

- запрашиваются сведения о выручке (с учетом совокупной выручки лиц, входящих в одну группу лиц);

- устанавливается перечень поставщиков, зарегистрированных и осуществляющих деятельность на территории Амурской области, осуществляющих поставки продовольственных товаров;

- проводится анализ договоров, заключенных с поставщиками продовольственных товаров, зарегистрированными и осуществляющими деятельность на территории Амурской области и типовых договоров;

- анализируются обращения хозяйствующих субъектов в адрес торговых сетей по вопросам заключения либо перезаключения договоров поставки продовольственных товаров и договоров возмездного оказания услуг.

Ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти  Амурского УФАС России              Стрелкова Е.В.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.