Меню
16+

Общественно-информационное издание «Просто газета»

01.12.2018 13:58 Суббота
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Торговые сети под контролем

Автор: Светлана Иванова

Заместитель руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области Наталья Горячева рассказывает о конкуренции в торговых сетях и полномочиях Службы в данном направлении.

- Наталья Васильевна, с 1 февраля 2010 года действует Федеральный закон «О государственном регулировании торговой деятельности» (Закон о торговле), целью которого является создание прозрачного и предсказуемого порядка осуществления торговой деятельности, устранения недобросовестных практик и давления на контрагентов со стороны торговых сетей и поставщиков. А каковы полномочия антимонопольной службы в этой сфере?

- Закон о торговле предусматривает осуществление ФАС России и территориальными органами государственного контроляи надзора за соблюдением антимонопольного законодательства в сфере розничной торговли продовольственными товарами с правом выдачи соответствующих предписаний в порядке и пределах полномочий, которые установлены антимонопольным законодательством Российской Федерации.

- Расскажите, пожалуйста, в общих чертах требования каждой из статей Закона о торговле?

- Закон о торговле содержит ряд норм, направленных на совершенствование антимонопольного регулирования и развитие конкуренции на рынке услуг розничной торговли.

Так, частью 6 статьи 9 Закона о торговле установлен запрет на включение участниками торговой деятельности в цену договора поставки продовольственных товаров в торговую сеть каких-либо видов вознаграждения за исполнение торговой сетью условий этого договора.

В соответствии с частью 12 статьи 9 Закона о торговле запрещается включение в договор поставки продовольственных товаров условий о совершении поставщиком действий или об оказании услуг, направленных на продвижение товаров (услуг по рекламированию товаров, маркетинговых и других), а также понуждение поставщика к заключению таких договоров в целях заключения договора поставки. Указанные нормы направлены на пресечение одного из наиболее распространенных способов навязывания торговыми сетями контрагентам и создания дискриминационных условий доступа поставщиков продовольственных товаров в торговые сети.

Кроме того, статьей 9 Закона о торговле устанавливается обязанность для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки продовольственных товаров в торговые сети, по размещению (предоставлению) информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров и о существенных условиях такого договора.

Часть 1 статьи 13 Закона о торговле содержит антимонопольные правила и перечень действий, которые запрещается предпринимать хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность посредством организации торговой сети, и поставщикам продовольственных товаров в торговые сети, так как указанные действия могут привести к ограничению конкуренции в сфере оптовой и (или) розничной торговли и ущемлению прав других хозяйствующих субъектов.

Также Законом о торговле (статья 14) устанавливаются ограничения на приобретение дополнительных торговых площадей для целей торговой деятельности. Данные ограничения будут распространяться на торговые сети, доля которых превышает 25% в границах субъекта Российской Федерации, в границах муниципального района, городского округа. Данные ограничения, создадут возможности для развития конъюнктуры рынка, развития торговых сетей по горизонтали. Реализация нормы будет способствовать обеспечению равного доступа хозяйствующих субъектов на рынок услуг розничной торговли, защите и сохранению конкурентной среды на данном товарном рынке, что, в свою очередь, должно способствовать снижению цен и улучшению обслуживания потребителя. Кроме того, данная норма направлена на поддержку малого и среднего бизнеса на рынке услуг розничной торговли.

Кроме того, статьей 15 Закона о торговле определены нормы, направленные на устранение региональных барьеров в розничной торговле. Так, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к установлению на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, отличающихся от аналогичных правил, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

- Думаю, наиболее актуальным вопросом являются требования статьи 14 Закона о торговле, устанавливающей долю объема реализованных продовольственных товаров?

- Актуальными являются все статьи. Важным в этом вопросе являются ограничения, установленные статьей 14 Закона о торговле. В случае если доля превышает установленный процент, то торговая организация не вправе приобретать или арендовать в границах соответствующего административно-территориального образования дополнительную площадь торговых объектов для осуществления торговой деятельности по любым основаниям, в том числе в результате введения в эксплуатацию торговых объектов, участия в торгах, проводимых в целях их приобретения. Сделка, совершенная с нарушением указанного запрета, ничтожна.

- А каким образом рассчитается установленный процент?

- Порядок расчета установлен в методике, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 04.05.2010 № 305. Информация об этих объемах размещается Федеральной службой государственной статистики (ее территориальными органами) на ее официальном сайте в сети Интернет ежегодно до 1 мая года, следующего за отчетным годом.

- А что показывает практика Амурского УФАС России в этом вопросе?

- Расчеты показывают, что за последние 3 года в Амурской области отсутствуют хозяйствующие субъекты, доля которых превышает 25% объема всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год в границах Амурской области, в границах муниципального района, городского округа.

- Каков механизм взаимодействия хозяйствующих субъектов – производителей продукции с торговой сетью для реализации собственной продукции?

- Чтобы осуществить поставки своей продукции хозяйствующий субъект — поставщик продукции заключает с торговой сетью договор поставки продукции, для заключения которого необходимо: ознакомление с условиями отбора поставщиков; направление оферты и определение существенных условий договора поставки.

Как ознакомиться с условиями отбора поставщиков — в соответствии с частью 1 статьи 9 Закона о торговле торговая сеть обязана обеспечивать хозяйствующему субъекту, осуществляющему поставки товаров, доступ к информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров и о существенных условиях такого договора.

Для этого торговая сеть размещает соответствующую информацию на своем сайте в сети «Интернет».

В случае отсутствия необходимой информации хозяйствующий субъект, желающий начать поставки в торговую сеть, имеет право обратиться в торговую сеть с официальным запросом. Соответствующая информация должна быть предоставлена ему в четырнадцатидневный срок со дня получения соответствующего запроса.

В случае отказа торговой сети в предоставлении запрашиваемой информации либо в случае бездействия торговой сети хозяйствующий субъект, желающий начать поставки в торговую сеть, имеет право направить соответствующее заявление в антимонопольный орган.

После ознакомления с условиями отбора контрагента для заключения договора поставки поставщик продукции обращается в торговую сеть с предложением (офертой) заключить договор поставки.

Существенными условиями договора поставки являются предмет договора, т.е. наименование и количество товара, его ассортимент и комплектность, срок поставки, а также любые другие условия, которые стороны сочтут существенными. Прежде всего, к таким дополнительным условиям договора, по поводу которого заключается соглашение, является цена.

Между поставщиком и торговой сетью могут возникнуть разногласия по поводу отдельных условий договора.

В этом случае сторона, предложившая заключить договор и получившая от другой стороны предложение о согласовании этих условий, должна в течение тридцати дней со дня получения этого предложения, если иной срок не установлен законом или не согласован сторонами, принять меры по согласованию соответствующих условий договора либо письменно уведомить другую сторону об отказе от его заключения (статья 507 ГК).

В случае, если торговая сеть в качестве существенных условий договора предлагает включить условия, запрещенные Законом о торговле, поставщик имеет право направить соответствующее заявление в антимонопольный орган.

- Наталья Васильевна, а как выявляются нарушения?

- Нарушения законодательства о торговой деятельности выявляются путем проведения плановых и внеплановых проверок, а также и на основании заявлений юридических и физических лиц, указывающие на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства.

Антимонопольные органы в 2017 году проводили проверки торговых сетей по поручению Правительства РФ. Целью таких мероприятий стал анализ применения поправок в Законе о торговле, вступивших в силу 15 июля 2016 года. Ведомство интересовали договоры поставки между торговыми сетями и поставщиками продовольствия и их соответствие внесенным законодательным изменениям.В целом по России территориальные управления Федеральной антимонопольной службы провели порядка 936 проверок хозяйствующих субъектов в рамках данного поручения, проанализировали более 17 тысяч различных договоров, из них 16,7% не соответствовали законодательству. Признаки нарушения антимонопольных правил и Закона о торговле выявлены почти в 73 субъектах. При этом в Амурской области мы наблюдаем несомненную осведомленность ритейлеров и поставщиков о законодательных изменениях. Из 22 проверенных Амурским УФАС России хозяйствующих субъектов, нарушений не установлено. Все договоры приведены в соответствие с поправками.

Письменные обращения о взаимоотношениях торговых сетей и поставщиков в управление поступали в малом количестве и в большинстве случаев приняты решение об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства по причине отсутствия документов, подтверждающих разногласия между торговой сетью и поставщиками. Напомню, такими документами могут служить переписка контрагентов об условиях договора, в том числе электронная, протоколы разногласий. Потому что для квалификации условий договоров поставок продовольственных товаров, например, как навязанных контрагенту, необходимо обязательное подтверждение самого факта навязывания.

- Наталья Васильевна, какая предусмотрена ответственность при выявлении нарушений?

- С целью обеспечения реализации и применения требований Закона о торговле статьями 14.40 — 14.42 Кодекса об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение антимонопольных правил и требований, установленных законом, при осуществлении торговой деятельности.

Основаниями для привлечения лиц к административной ответственности по указанным статьям КоАП являются нарушения при осуществлении хозяйствующими субъектами торговой деятельности антимонопольных правил (статья 14.40), требований по предоставлению информации об условиях заключения договора поставки продовольственных товаров (статья 14.41) и требований к условиям заключения договора поставки продовольственных товаров (статья 14.42), установленных Законом о торговле.

Дела об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена статьей 14.40 КоАП, возбуждаются с момента вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства.

Размеры санкции представлены в документе во вложении к данному материалу.

Но отмечу, что Амурским УФАС России меры административной ответственности в виде штрафов по указанным статьям не применялись.

- Спасибо за подробную информацию по теме.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.