Меню
16+

Общественно-информационное издание «Просто газета»

26.02.2019 10:09 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 8 от 26.02.2019 г.

1-ый гвардейский истребительный авиационный полк

Автор: Валентин Голубев
Источник: "Просто газета" № 8(490) от 26.02.2019 г.

Краеведы Амурской области считают, что память об этом полку должна быть отмечена в Белогорске

1-й гвардейский Красногвардейский ордена Ленина, Краснознаменный и ордена Кутузова III степени истребительный авиационный полк был создан на базе 1-й советской боевой авиационной группы, начавшей свой боевой путь в годы гражданской войны на Восточном фронте.

В 1922 г. в состав этой части вошел авиационный отряд, которым в свое время командовал известный русский военный летчик, основоположник высшего пилотажа Петр Николаевич Нестеров. В борьбе с врагами нашей Родины и в дни мирной боевой учебы росли и крепли боевые традиции полка, мужество и мастерство его личного состава. Неувядаемой боевой славой покрыл себя полк в годы Великой Отечественной войны. Летчики, инженеры, техники и авиационные специалисты полка — достойные наследники Нестерова — в борьбе с гитлеровскими захватчиками показали себя стойкими и мужественными защитниками нашей Родины.

Свою боевую историю 1-й гвардейский Красногвардейский ордена Ленина, Краснознаменный и ордена Кутузова III степени истребительный авиационный полк начал от 1-й советской боевой группы, возникшей в 1918 году. В 1919 году советские авиационные отряды были сведены в авиадивизионы. В 1920 году Всероссийский центральный исполнительный комитет наградил 1-й авиадивизион истребителей, в который входила и 1-я советская боевая группа, Почетным Революционным Красным знаменем. Этой высокой награды летчики и мотористы 1-го авиадивизиона удостоились за мужество и героизм, проявленные в борьбе с врагами революции. В состав ее вошел отряд, которым в 1914 году командовал Петр Николаевич Нестеров — основоположник высшего пилотажа, первый в мире выполнивший "мертвую петлю" и совершивший первый в мире воздушный таран. Личный состав эскадрильи считал себя продолжателем дел славного летчика-новатора, пламенного патриота Родины. Каждый летчик и моторист эскадрильи стремился, как и Нестеров, творчески осваивать авиационную технику, искал новые возможности ее боевого использования.

Много славных дел совершили летчики и техники эскадрильи, за что в 1925 году эскадрилья была удостоена высокой чести носить имя великого Ленина. А в 1928 году, когда ей исполнилось десять лет, ЦИК СССР наградил эскадрилью за заслуги в годы гражданской войны и мирного строительства орденом Красного Знамени.

Продолжая и умножая славные традиции героев гражданской войны, летчики Краснознаменной эскадрильи высоко несли честь советских авиаторов. Здесь выросли такие прославленные мастера пилотажа и воздушного боя, как Сергей Иванович Грицевец, первый в стране дважды Герой Советского Союза, как Анатолий Константинович Серов и Валерий Павлович Чкалов, удостоенные одними из первых самой высокой и почетной награды в нашей стране — звания Героя Советского Союза.

В 1938 году на базе 1-й Краснознаменной эскадрильи был сформирован 29-й Краснознаменный истребительный авиационный полк. В его боевой семье служил ныне дважды Герой Советского Союза маршал авиации Евгений Яковлевич Савицкий.

Вершин боевой славы полк достиг в годы Великой Отечественной войны. Он одним из первых среди авиационных частей Военно-воздушных сил нашей Родины был удостоен высшей награды — ордена Ленина — и уже в 1941 году преобразован в гвардейский. В конце войны знамя полка украсила еще одна награда — орден Кутузова III степени.

От Москвы и до Берлина с честью пронесли гвардейцы свое овеянное славой боевое знамя. В жестоких боях под Москвой и на Курской дуге, в Белоруссии и под Берлином личный состав полка сражался мужественно и умело, с достоинством и честью. О подвигах летчиков А. А. Тормозова, Н. М. Дудина, А. В. Попова, Л. 3. Муравицкого, В. В. Мигунова и многих других героев полка знали далеко за пределами 31 авиадивизии. У этих мастеров огня и маневра учились искусству побеждать врага сотни молодых летчиков-истребителей.

А начинал полк свой боевой путь с необходимости укрепления восточных рубежей Советской страны. 1-я Краснознаменная

эскадрилья в 1934 году была

перебазирована на Дальний Восток на станцию Куйбышевка-Восточная. Полк формировался из молодых лётчиков – выпускников военных училищ страны. Здесь личному составу довелось в новых и трудных условиях осваивать скоростной истребитель "И-5". И с этой задачей краснознаменцы справились успешно. Уже через несколько месяцев летчики Дмитриев, Юрьев, Грицевец, Шалимов, Савенков и Козловский по заданию командования 2-й Отдельной Краснознаменной Дальневосточной армии совершили рекордный групповой скоростной перелет. Они пролетели около тысячи километров за три часа.

Летчики неустанно учились искусству пилотирования и ведения воздушного боя днем и ночью, летом и зимой, на больших и малых высотах. Быть первыми, всегда первыми — к этому стремился весь личный состав Краснознаменной эскадрильи.

Вдохновляющим примером в борьбе за достижение новых успехов в боевой и политической подготовке для каждого летчика, инженера и авиационного специалиста эскадрильи служил самоотверженный труд советских людей, успешно выполнявших задания первой советской пятилетки.

К этому обязывало их и великое имя Ленина, которое заслуженно носила эскадрилья. У всего личного состава эскадрильи оно вызывало благородное стремление быть достойным великих зачетов Ильича, творчески выполнять свои обязанности по службе, неустанно совершенствовать свое боевое мастерство.

В 1938 году было принято решение: на базе 1-й Краснознаменной эскадрильи создать истребительный авиационный полк. Командиром вновь созданного полка был назначен капитан Шалимов, его помощником — капитан Савицкий (будущий маршал авиации, дважды Герой Советского Союза), а начальником штаба — С. У. Рубанов (умерший в звании генерал-полковника авиации). Боевые знамена 1-го советского отряда, 1-го истребительного дивизиона, 1-й советской эскадрильи, ее орден Красного Знамени и шефские знамена были переданы вновь созданному 29-му Краснознаменному истребительному авиационному полку (так стал называться новый полк).

Формирование полка проходило в сложной обстановке, когда японские империалисты начали свою авантюру в районе озера Хасан. Поэтому даже в организационный период летчики полка были привлечены к несению боевого дежурства вдоль советско-маньчжурской границы. Летчики, инженеры, техники, механики старательно готовились к боям. Все знали, что империалисты могут пойти на любые авантюры, и поэтому каждый не жалел сил для повышения боевой готовности полка. За короткий срок в эскадрильях выросло много подлинных мастеров воздушного боя, метких стрелков.

Зимой 1938/39 года в частях 2-й Отдельной Краснознаменной армии развернулось соревнование за лучшие показатели в боевой и политической подготовке. Военный совет армии учредил для победителей награду переходящее Красное Знамя. В феврале 1939 года полк принял участие в учениях. Личный состав полка отличным выполнением поставленной командованием задачи еще раз подтвердил, что настойчивая учеба — надежный залог успеха. Инспекция военно-воздушных сил армии проверила весной 1939 года состояние боевой и политической подготовки полка и признала эту часть лучшей в армии.

Командующий 2-й Отдельной Краснознаменной армией командарм 2 ранга И. С. Конев отметил высокие показатели полка в учебно-боевой и политической подготовке и образцовое выполнение социалистических обязательств всеми военнослужащими полка на первом этапе социалистического соревнования между частями и подразделениями ВВС ОКА.

Приказом № 157 от 30 апреля 1939 года командарм наградил 29-й Краснознаменный истребительный авиаполк, занявший первое место по всем разделам учебно-боевой и политической подготовки, переходящим Красным Знаменем Военного совета 2-й Отдельной Краснознаменной армии.

Командиру, военкому и начальнику штаба части была объявлена благодарность.

Каждое подразделение Краснознаменной части стремилось внести свой вклад в повышение боевой готовности ОКА. Полк твердо удерживал первое место в армии по всем видам боевой подготовки, хотя многие лучшие летчики и командиры подразделений были посланы на переподготовку. На смену им прибыли совсем молодые летчики. Командир полка майор Шалимов, командиры эскадрильи капитаны Тормозов, Чистяков и Федотов использовали каждый летный час, для того чтобы быстрее ввести молодежь в строй, передать ей свой опыт пилотирования истребителей и ведения точного огня. Это помогло молодым летчикам быстро окрепнуть и занять в боевом строю полка достойное место.

В яркий солнечный день 12 июня 1941 года личный состав 29-го Краснознаменного истребительного авиационного полка, находившийся в летних лагерях под селом Павловка, торжественно отметил свой полковой праздник — 23-ю годовщину со дня сформирования 1-й советской боевой авиагруппы. Готовясь к нему, многие летчики отлично выполнили очередные учебные задачи. Ничто не предвещало изменений в размеренной жизни летних лагерей, в которые полк выехал еще весной. Никого не обеспокоила даже тревога, прозвучавшая в воскресный день, 15 июня. Такое бывало не раз и раньше. Полк четко и организованно перебазировался с лагерных площадок на основной аэродром. Здесь новый командир полка капитан Д. К. Лешко получил приказ командира дивизии полковника (будущего маршала авиации) С. И. Руденко: в короткий срок разобрать боевые самолеты, упаковать их в ящики и за ночь подготовить личный состав полка к перебазированию...

Эшелон за эшелоном мчался с Дальнего Востока на запад. Перекрывая стук колес, из вагонов лилась над тайгой песня о Родине. Запевал младший лейтенант А. Попов, и десятки голосов подхватывали знакомые слова:

Широка страна моя родная,

Много в ней лесов, полей и рек,

Я другой такой страны не знаю,

Где так вольно дышит человек...

Весть о вероломном нападении гитлеровской Германии на Советский Союз дошла, когда эшелоны катились через центр Сибири. На станции Петропавловск всех командиров собрали в здании вокзала, где им объявили о том, что началась война. Умолкли в вагонах песни.

Гневом наполнились сердца авиаторов. Стремление скорее вступить в бой с врагом, напавшим на священную советскую Родину, овладело всем личным составом Краснознаменного полка. Даже небольшая задержка на какой-нибудь станции вызывала недовольство. "Быстрее, быстрее к фронту!" — этой мыслью жили все авиаторы. Тревога за судьбу страны охватила и рядовых и командиров. С необычайным вниманием выслушивались беседы о положении на фронтах. Газеты, купленные на остановках, прочитывались до последней строчки. С болью в душе спрашивали летчики командиров: почему враг до сих пор не остановлен? Как могло оказаться, что наши войска были захвачены врасплох и не отбросили фашистов сразу? Люди никак не хотели верить, что гитлеровцы смогли скрытно сосредоточить на границах Советского Союза силы, во много раз превосходящие численностью и вооружением войска Красной Армии, находившиеся в приграничных округах.

Как ни спешили машинисты, эшелоны пришли на станцию Свердловск лишь 3 июля. А 6 июля полк в составе 31-й смешанной авиадивизии уже вылетел на прифронтовые аэродромы Северо-Западного фронта. Полку поставили задачу прикрыть с воздуха сосредоточение войск 29-й армии в районе Вышний Волочек — Бологое — Андриаполь — Селижарово. Летчики были неудовлетворенны тем, что, прежде чем пойти в бой, придется "патрулировать" в почти безопасном районе. Уже 13.07.41 г. полк совершил на прикрытие ст. Бологое сто пятьдесят самолетовылетов.

18.07.41 г. был открыт боевой счет полка. Младший лейтенант Юхимович на И-153сбил бомбардировщик Юнкерс-88.

С 21.07.41 г. 29-й иап действовал на Западном фронте, прикрывая дорогу на Москву. С каждым днем рос боевой опыт лётчиков.

Так, младшие лейтенанты Попов и Муравицкий, возвращаясь после сопровождения бомбардировщиков, встретились с шестеркой «мессеров». «Чайки» первыми бросились в атаку и сбили ведущего группы. Ошеломленные внезапным ударом фашисты поспешили убраться восвояси.

Комиссар Дудин сам делал по четыре-пять вылетов в день, но еще успевал вечером поговорить с летчиками, узнать, кто и как провел бой, как прошли полеты во всех звеньях. Эскадрилья набиралась опыта, боевого мастерства.

С каждым днем летали увереннее.

28.07.41 г. младший политрук Дудин совершил таран.

В этот день он вылетел на самолёте И-153 в паре с командиром эскадрильи капитаном Тормозовым на прикрытие переправы через реку Ловать в районе деревни Севастьяново Витебской области. В районе цели их атаковала четвёрка вражеских истребителей. В завязавшемся бою Дудин подбил один «мессершмитт». Немцы в свою очередь подбили «чайку» Тормозова. Он спикировал, чтобы сбить пламя. «Мессершмитты» набросились на Дудина. В это время Тормозов, развернувшись, снова вступил в бой и сбил М-109. Другого уничтожил Дудин в лобовой атаке таранным ударом. Приземлился на парашюте в расположении наших войск. Капитан Тормозов также благополучно вернулся на свой аэродром.

22.10.41 г. младшему политруку Дудину Николаю Максимовичу было присвоено звание Герой Советского Союза. Ему была вручена медаль «Золотая Звезда» № 548.

7.11.41 г. за безупречное выполнение личным составом воинского долга, за мужество и доблесть в боях 29-й истребительный Краснознаменный авиаполк Указом Президиумом ВС СССР был награжден орденом Ленина.

10.11.41 г. полк выведен в тыл для перевооружения и пополнения.

Приказом наркома обороны СССР № 347 от 6.12.41 г. за образцовое выполнение боевых задач и проявленные при этом мужество и героизм в оборонительных сражениях под Москвой 29-й истребительный ордена Ленина Краснознаменный авиаполк был преобразован в 1-й гвардейский.

В Указе говорилось: «В многочисленных воздушных боях за нашу Советскую Родину против фашистских захватчиков особенно отличился 29-й Краснознаменный и ордена Ленина авиационный полк.

29-й Краснознаменный и ордена Ленина истребительный авиационный полк за два с половиной месяца боевых действий сбил в воздушных боях 67 самолетов противника, рассеял и уничтожил 12 мотомехколонн, 4 колонны артиллерии, 2 колонны кавалерии и несколько складов и цистерн с горючим.

За проявленную отвагу в воздушных боях с немецкими захватчиками, за стойкость, мужество и героизм личного состава Ставкой Верховного Главнокомандования 29-й Краснознаменный и ордена Ленина истребительный авиационный полк преобразован в 1-й Краснознаменный и ордена Ленина гвардейский истребительный авиационный полк.

Указанному полку вручается гвардейское знамя.

Гвардейскому авиационному полку дополнительно придается ещё одна эскадрилья самолетов.

В 1941-1942 гг 13-ти лётчикам 1-го Краснознамённого и ордена Ленина истребительного авиационного полка было присвоено почётное звание Героев Советского Союза, Мигунову В.В., Попову А.В., Хитрину В.А., Муравицкому Л.З. посмертно.

Всего за годы войны летчиками (29 иап) 1 гиап уничтожено 347 самолетов противника.

За воинскую доблесть, проявленную гвардейцами на завершающем этапе Великой Отечественной войны, за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками, за содействие наземным войскам в овладении городами Берлин и Прага Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26.05.45 г. полк был награжден орденом Кутузова III степени.

Краеведы Амурской области считают, что память о 1-ом Гвардейском Краснознамённом, орденов Ленина и Кутузова истребительном авиационном полку должна быть отмечена в Белогорске при Доме офицеров вместе и с другими гвардейскими подразделениями, отправленными из нашего города на фронт.

Валентин Голубев, краевед

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.