Меню
16+

Общественно-информационное издание «Просто газета»

30.04.2019 15:29 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 17 от 30.04.2019 г.

Подвиг военного инженера

Автор: Валентин Голубев
Источник: "Просто газета" № 17(499) от 30.04.2019 г.

В середине 30-х годов в Белогорск прибыл железнодорожный батальон Красной армии для строительства второго пути на железнодорожной магистрали Москва – Владивосток.

В годы первых пятилеток стране необходима была двухпутная линия железной дороги. А что из себя представляла бывшая Амурская ж/д? Прошедшая на Дальнем Востоке гражданская война оставила после себя полуразрушенное полотно, сожжённые партизанами мосты и полустанки, разбитые паровозы и вагоны. Вместо нормальных мостов через речки и пади стояли клетки из шпал, засыпанные камнями или песком. Поезда преодолевали эти сооружения с большой осторожностью, теряя много времени. А если идёт встречный состав? Как с ним разминуться? Тогда один состав заезжал на разъезд и часами мог ждать встречный на отдельной ветке. Вот почему путь от Москвы до Владивостока занимал не неделю, как в наше время, а три недели и больше. Надо было проложить второй путь, чтобы ускорить движение поездов. На линию Транссиба были направлены железнодорожные войска, которые и занялись этим делом. Батальон железнодорожников был

расквартирован в Зелёном городке.

В этот городок и прибыл после окончания железнодорожного техникума старшим техником-строителем строительно-монтажного треста «Амурстройпуть» молодой специалист Иван Иванович Жемчужников. Ему выделили место в общежитии, поставили на довольствие. И началась его трудовая жизнь. Каждое утро приходил из Белогорска рабочий поезд, на платформы которого усаживались бойцы-железнодорожники и состав уходил к Возжаевке, откуда на восток и надо было насыпать насыпь и класть вторую линию железной дороги. Работали бойцы вдохновенно. В эту военную жизнь втянулся и Иван Жемчужников. Дорога расширялась прямо на глазах. Ему нравилось работать с таким коллективом. Но, наконец, пришло время призыва его в Красную армию. Осенью 1938 года ему пришла повестка, по которой он должен был явиться в Куйбышевский райвоенкомат.

В военкомате с ним долго не разговаривали, а сразу же определили его в команду для направления в Московское военно-инженерное училище, которое он окончил в 1939 году, получив звание лейтенанта инженерных войск. Сразу же он принял участие в польском походе РККА, а затем в советско-финской войне. После финской войны снова учился, и в 1942 году окончил Московское военно-инженерное училище. С того же года — на фронтах Великой Отечественной войны. К сентябрю 1943 года майор Иван Жемчужников командовал 47-м отдельным инженерно-сапёрным батальоном 47-го отдельного инженерно-сапёрного батальона 60-й инженерно-сапёрной бригады 7-й гвардейской армии Степного фронта. Отличился во время битвы за Днепр.

25-26 сентября 1943 года Жемчужников успешно руководил переправой советских войск через Днепр на плацдарм на западном берегу в районе села Бородаевка Верхнеднепровского района Украинской ССР.

При форсировании реки Днепр в районе острова Глинск-Бородаевский под сплошным артиллерийско-минометным огнем саперный батальон Жемчужникова навел через Днепр понтонный мост длиною 500 метров, по которому к утру следующего дня переправились наши войска, захватили и расширили плацдарм. Мост был уничтожен немцами и требовался новый для переброски подкрепления десантникам. Благодаря самоотверженности саперов к следующей ночи переправа была восстановлена.

Сражение на Днепре в районе так называемого «Бородаевского» плацдарма длилось десять суток. Десять суток отважные воины восстанавливали переправу, под градом пуль и снарядов не покидали своих боевых постов. И сколько бы раз фашистские летчики ни бомбили мост, воины саперного батальона Жемчужникова отлично выполнили боевую задачу.

...Майор Жемчужников собрал офицеров батальона на опушке леса. Посматривая на карту пристальным взглядом, он внимательно слушал доклады командиров подразделений о подготовке к переправе через Днепр. Сроки, как всегда, поджимали, надо спешить.

Конец сентября 1943 года был тревожным. Хоть война и катилась на запад, но сопротивление фашистов не ослабевало. На пути наших войск постоянно встречались какие-либо преграды: болота, леса, распадки, урочища. На этот же раз командование Степного фронта приказало наступающим войскам форсировать крупную водную преграду у села Бородаевка, что в Верхнеднепровском районе Днепропетровской области.

Но чтобы успешно выполнить приказ, необходимо было всеми имеющимися силами 47-го отдельного инженерно-саперного батальона, которым командовал Иван Жемчужников, подготовить большое количество плавсредств для форсирования Днепра. Место выбрали не случайно. Здесь река сужалась, к тому же противоположный вражеский берег, заросший кустарником, своей пологостью давал определенные преимущества наступавшим войскам.

Временное затишье всегда обманчиво. Лишь по ночам вспыхивали перестрелки — предвестники предстоящих боев. Село, в котором разместился батальон Жемчужникова, почти сожгли отступающие немцы. Однако на окраинах его еще сохранились рубленые избы. Они-то и стали основой плавсредств. В течение трех ночей инженерно-саперный батальон разбирал избы по бревнышку, сколачивал их в плоты.

Спали урывками здесь же, в вырытых окопах и землянках. О выполненной работе майор Жемчужников докладывал в штаб бригады каждые три часа. Когда закончились бревна, в ход пошли лес, заборы и даже колодезные срубы.

Наступило раннее утро 25 сентября. Густой туман одеялом стлался по Днепру. За ночь все плавсредства скрытно доставили на берег. Войска 7-й гвардейской армии вплотную подошли к Днепру. И как только поступил приказ, они бесшумно спустили в реку средства переправы, на которых разместился не только личный состав наступающих полков, но и пушки, знаменитые «сорокапятки», незаменимые помощники в ближнем бою. И только когда наступающие прошли середину реки, фашисты открыли по ним беспорядочную стрельбу. Ответным ударом нашей артиллерии удалось ослабить огонь противника.

В течение часа передовые части, неся потери, высадились на вражеском берегу и продолжили наступление.

В числе наступавших были и саперы батальона Ивана Жемчужникова, которые помогали расширять плацдарм на правом берегу Днепра, обезвреживая мины и фугасы, густо покрывшие израненную землю.

Тогда еще Иван Жемчужников не мог знать, конечно, что форсирование Днепра — это одна из стратегических операций, подготовленных и осуществленных Ставкой. Именно осень 43-го на Днепре позже в мемуарах назовут вторым переломным моментом в войне после Сталинградской битвы.

Вскоре саперы Жемчужникова поставили более прочный мост около Нового Орлика, и по двум переправам наши воины успешно форсировали Днепр и перешли в наступление в направлении Кировограда, Первомайска, а впоследствии и Северной Румынии.

Правительство достойно оценило подвиг батальона Жемчужникова. Более 200 воинов были отмечены правительственными наградами.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1943 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм» майор Иван Жемчужников был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за номером 13821.

После войны продолжал службу в армии. В 1966 окончил Военную академию им. М.В.Фрунзе. Был начальником командного факультета Военно-инженерной академии. С 1979 генерал-майор Жемчужников в запасе. Служба в ВС СССР (ТуркВО-Среднеазиатский ВО-Северная группа войск-СибВО-Киевский ВО-ГСВГ-ПрикВО-Москва-Военная инженерная академия им. В.В. Куйбышева-начальник командного факультета. Проживал в Москве. Скончался 28 сентября 1992 года. Награжден орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, 2 орденами Отечественной войны 1 ст., 2 орденами Красной Звезды, орденом «За службу Родине в ВС СССР» 3 ст., медалями. Награжден орденом «Отечественной войны» I степени приказ № 267 от 28.09.1943г. по 7гв.А. Награжден орденом «Красной Звезды» приказ № 018/от 28.04.1943г. по войскам 69А.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.