Меню
16+

Общественно-информационное издание «Просто газета»

03.09.2019 16:22 Вторник
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Шаги советского образования

Изыскания краеведа Валентина Голубева 

В 1923 году рабочие, крестьяне и служащие Дальнего Востока после решительных побед в Гражданской войне и выдворения со своей территории всех белогвардейских банд и войск интервентов потребовали воссоединения с Советской Россией и восстановления Советской власти. Выполняя волю трудящихся, Народное собрание Дальневосточной республики 14ноября 1922 года сложило с себя полномочия и обратилось во ВЦИК РСФСР с просьбой о присоединении ДВР к РСФСР.

Вступление Дальнего Востока в состав РСФСР имело громадное значение для дальнейшего культурного и хозяйственного развития края. Особенно оно имело большое значение для развития народного образования. Губернские, уездные, волостные и сельские революционные комитеты поставили перед населением ДВ в кратчайший срок добиться хозяйственного подъёма в крае. А для этого, прежде всего, нужно было ликвидировать культурную отсталость населения. А для этого необходимо было обратить самое серьёзное внимание на развитие народного образования.

В каком состоянии находилось тогда народное образование? Школьная сеть, развёрнутая на Дальнем Востоке в 1920-1921 учебном году, значительно сократилась, так как не было в республике достаточного количества денег. В школах могли учиться только 36% детей, а в школах 11 ступени – лишь 6%. Многие начальные школы 1 ступени были разрушены, учебники и письменные принадлежности в большинстве уничтожены, парт и школьных столов не было. Для восстановления школьной системы нужны были большие средства. Но где их взять?

Коммунистическая партия нашла свой путь восстановления народного образования: крестьянским общинам в деревнях было предложено своими силами восстановить сельские школы, а для этого были введены общественные запашки. Это была прямая помощь школе. Проходившие в 1923 г. крестьянские конференции и собрания, обсуждая вопрос о народном образовании, выносили единодушные решения: «Все мероприятия Советского правительства в отношении просвещения поддерживать, изыскивая, если потребуется, на местах материальные средства».

В деревнях создавались так называемые «комитеты содействия», в которые входили представители от родителей, учащихся, местных партийных и советских организаций. Такие комитеты вместе с партийными и комсомольскими ячейками открывали школы в помещениях бывших церквей и молельных домах, организовывали «трудовые дни» для ремонта школ.

Комитеты находили разнообразные формы помощи школам, как, например, общественные запашки. Средства от продажи урожая с них шли на учебные пособия и ремонт школ. В 1924–1925 гг. только по одному Благовещенскому уезду, в который входила и Томская волость, доход от общественных запашек составил 30000 рублей. Кроме общественных запашек проводилось постановление о самообложении –добровольном выделении средств на нужды школы. На эти средства силами населения строились новые школы. Так, в Павловке вместо сгоревшей в 1919 году во время боя с японцами школы была построена новая. Немалую помощь от населения получили школы крестьянской молодёжи через кооперацию, крест комы и волисполкомы в виде кредита, стипендий, денежных пособий и т.д.

В результате широкой помощи трудящихся и роста бюджетных ассигнований создавалась возможность не только остановить сокращение школьной сети, но и приступить к её дальнейшему развёртыванию. По числу учащихся в школах стало учиться 146,8%, в деревне обучалось 50%.

Восстановление школьной сети наиболее успешно проходило в Амурской губернии. К концу советизации края здесь насчитывалось 490 школ, а число учащихся увеличилось более чем вдвое.

Конечно, работать учителям было очень трудно. Зарплата была очень маленькой. Пособий, учебников, письменных принадлежностей не хватало. В классах не было мебели. Так учительница Горышева начинала свой труд в пустом классе в Комиссаровской школе. В годы гражданской войны вся мебель была сожжена. Школьники сидели на полу, но это не мешало им заниматься, как следует. Учителей не хватало. Многие из них не были готовы к работе в советской школе. Каждое лето сотни учителей выезжали в

Благовещенск на переподготовку учительских кадров с целью повысить политический кругозор и методическое мастерство, а также вооружить их минимумом знаний о сельском хозяйстве и о местной промышленности в связи с введением трудового обучения в школе. Летом 1923 г. переподготовку прошли 1682 учителя. На курсах основное внимание уделялось политграмоте и вопросам сельского хозяйства. Кроме чтения лекций на курсах проводились практические занятия на Будундинском и Амурском опытных полях. Вопросы педагогического и методического характера участниками курсов разрабатывались самостоятельно в форме докладов, которые заслушивались на секциях. Эти курсы дали толчок к дальнейшему самообразованию учителей. В 1923–1924 учебном году в Амурской губернии основной формой самообразования являлись учительские кружки, которые объединяли учителей близлежащих сёл. Итоги работы по самообразованию подводились на волостных совещаниях.

Кроме этого, наряду с организацией летних краткосрочных курсов в начале и середине учебного года систематически проводились учительские уездные и волостные конференции.

Учителя сельских школ были заняты работой почти весь день. Уроки в две смены, а затем участие в борьбе с безграмотностью, участие в художественной самодеятельности, в лекционной работе, в работе драматических кружков и т.д.

Вот что вспоминает учительница Васильевской начальной школы Евтушенко Анна Даниловна, работавшая в этой школе с августа 1927 г. по июнь 1931 г.: «Школа работала в три смены: первую смену – ученики 1 и 3 классов, во вторую – 2 и 4 классы, а вечером в школу приходили взрослые на курсы ликвидации безграмотности.

Во внеклассной работе большую помощь нам, учителям, оказывали местные комсомольцы. Они вели кружки: хоровой и переплётного дела. Пионеры и комсомольцы ремонтировали учебники и книги. Был и рукодельный кружок и сельскохозяйственный.

Необходимый материал для кружков мы получали из волостного (а затем районного) отдела народного образования (бумагу, картон, нитки, карандаши, клей). Получали мы и коленкор, и канву для вышивания.

По сельскому хозяйству приезжал к нам районный агроном, показывал цветные картины через волшебный фонарь. Для чтения среди населения он привозил лекции, которые мы, учителя, читали вслух среди населения. Агроном давал нам семена культурных трав – клевер, люцерну, вику, костёр безостый и другие травы. Комсомольцы села помогли нам распахать поповский огород, и мы вместе с учениками посеяли эти семена. Урожай был очень хороший. Снопы трав мы торжественно передали агроному, а он отвёз их на выставку в Благовещенск. За это школа получила благодарственную грамоту, поливальник, комплект инструментов для работы на пришкольном участке.

Для удобрения участка пионеры собирали по селу удобрения – навоз и печную золу. Когда организовался колхоз, мы начали устраивать школьные завтраки для первоклассников.

К нам часто приезжали шефы – студенты и преподаватели педучилища. Связями с педучилищем заведовала Филоненко Г.М. Педучилище подарило нам переплётный станок. Я руководила кружком самодеятельности.

Я ходила на репетиции самодеятельности, а это занимало немало времени. Приходилось оставлять двоих детей одних. Муж был на двухгодичных курсах. Приходилось нанимать няньку – 16-летнюю девушку-инвалидку. Она, не имея опыта работы с детьми, застудила детей. Они заболели воспалением лёгких. Сын умер в три годика, а дочь удалось отстоять. Спас её врач из Белогорска. Он ездил к нам через день и возил лекарства.

Но жизнь вокруг била ключом, время было горячее, не до личного горя. В 1931 году муж, закончив курсы, был направлен в Ивановку. Во многих школах мне пришлось поработать, но Васильевскую я помню с благодарностью: здесь я поняла, что педагогический труд – мой выбор на всю жизнь».

Кроме Евтушенко А.Д. вспоминает свои годы работы и Боброва М.Г.:

«С 1929 по 1932 гг. в районе проходила коллективизация. Одновременно проходила и украинизация. В школенам было очень трудно работать, так как мы слабо знали украинский язык. В 1932 г украинизацию отменили. Я по селу распространяла облигации, выпускала стенгазеты, вывешивала их в сельсовете. Работала с молодёжью, проводила беседы, вечера, танцы, ставили пьесы: за зиму поставила 4 пьесы, это за 1931–1932 учебный год. Осенью 1932 г. организовали комсомольскую ячейку в составе 13 человек. Мне стало легче. Одна из комсомольцев была девушка. Все они работали в колхозе, а по вечерам готовили мероприятия.

В 1933 г. в сентябре я приехала в г. Александровск. Стала работать в железнодорожной начальной школе, а вечерами ходила на рабфак. Окончила его в 1935 году».

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.